«Современная архитектура Ленинграда», 1966

Ответить
Аватара пользователя
Игерратов
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 01:28
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кудрово
Контактная информация:

«Современная архитектура Ленинграда», 1966

Сообщение Игерратов »

Избранные абзацы из книги (И. А. Бартенев, «Современная архитектура Ленинграда», 1966) с критическим взглядом на станции Ленметрополитена.
За один заход выложить не получится, иллюстрации тоже будут позже.

Чудесным подарком ленинградцам был метрополитен. Первый участок первой его очереди вступил в строй 7 ноября 1955 года. Эта линия соединила один из новых районов Ленинграда — Автово — с центром города. Оформление каждой из восьми станций было тематически связано с каким-либо важным явлением или событием в жизни страны. Вслед за первым участком метро вступили в строй и последующие. В настоящее время две трассы большой протяжённости соединяют центр Ленинградас южными и северными районами.

Огромную работу проделали по строительству метро и ленинградские зодчие. От участка к участку, от линии к линии они добивались всё большего лаконизма, экономичности и вместе с тем выразительности архитектуры станций и наземных павильонов.
Юго-запад города

Быстрый рост юго-западной части города потребовал увеличения транспортных связей её с центром города. Вот почему, когда возник вопрос о строительстве в Ленинграде метрополитена, решено было направить первую его линию именно сюда.

В Кировском районе четыре станции метро — «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово» — на проспекте Стачек и недавно вошедшая в строй станция «Дачное» на Трамвайном проспекте.

Проект станции «Нарвская» разработали архитекторы С. Б. Сперанский, А. В. Васильев и Д. С. Гольдгор. Входной купольный павильон расположен рядом с Дворцом культуры имени А. М. Горького. Отсутствие композиционного и стилистического единства между ними нельзя ставить в вину авторам. Мы уже отмечали разновременность и разнохарактерность всех многочисленных сооружений, возникших на Нарвской площади. В любом случае новое здание, построенное здесь, не соответствовало бы по стилю зданиям, построенным на площади раньше.

Перронный зал «Нарвской» оказался, как и в ряде других станций, более удачным, чем наземный павильон. Оформление посвящено трудовым подвигам трудящихся Нарвской заставы — Кировского района. Массивные пилоны перронного зала облицованы светлым мрамором и украшены горельефами. Сочетание белого и красного, позолоченные детали — всё это создаёт впечатление праздничности и торжественности.

Архитектурная композиция станции «Кировский завод» принадлежит архитектору А. К. Андрееву. Перронный зал оформлен в гамме серебристо-серых тонов. Тема художественного убранства — индустриализация СССР — раскрыта в выполненных из анодированного алюминия орнаментальных рельефах с изображениями современных орудий труда, помещённых над пилонами, разделяющими станцию на три параллельные галереи.

Конечная станция «Автово» спроектирована была архитекторами Е. А. Левинсоном и А. А. Грушке. Она расположена недалеко от тех мест, где во время Великой Отечественной войны проходил передний край обороны города. Поэтому оформление этой станции посвящено героической обороне Ленинграда. Сама станция «Автово» — мелкого заложения, поэтому перекрытие перронного зала было сделано плоским. Оно поддерживается двумя рядами колонн, часть которых облицована художественным стеклом. Архитекторы, пожалуй, впервые не только в советской, но и в мировой архитектуре,
использовали в столь больших масштабах этот интересный, но не лёгкий при практическом использовании материал. Недостаточно в художественном отношении мотивировано то, что в облицовке колонн применён наряду со стеклом мрамор. было бы органичнее, если бы все колонны были выполнены из одного материала.

Наряду с белым стеклом в отделке станции использовано тёмно-синее стекло, хрусталь, бронзированные детали. Всё это сообщает интерьеру разнообразие и праздничность. Однако в целом станция производит впечатление переобогащённой. Слишком много введено архитектурных и орнаментальных деталей. Сами детали по своему общему характеру скорее связаны с архитектурой прошлого, чем с архитектурой современной.
Метро как объект искусства
Аватара пользователя
Игерратов
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 01:28
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кудрово
Контактная информация:

Re: «Современная архитектура Ленинграда», 1966

Сообщение Игерратов »

Южная часть города

С ростом Московского района здесь, как в своё время в Кировском, возникла острая необходимость в расширении сети городского транспорта. Поэтому тут и прошла линия метрополитена второй очереди. Шестикилометровая трасса от станции «Технологический институт» до «Парка Победы» была сдана в эксплуатацию 1 мая 1961 года.

Архитекторы, работавшие по проектированию метрополитена, вместе с инженерами, строителями прошли большой путь поисков новых средств и более современных способов выражения своих архитектурных идей.

В станциях метрополитена первой очереди были свои несомненные достоинства, но мы не ошибёмся, если скажем, что архитекторы, строившие их, не умели ещё быть сдержанными и в должной мере лаконичными. Во многих случаях они допускали элементы некритического отбора старых трафаретных форм, элементы эклектизма.

Станции метрополитена второй очереди уже лишены украшательства. Выразительность и разнообразие обеспечены умелым подбором и сочетанием самых простых и несложных, но остроумно используемых мотивов, форм, приёмов.

Первая станция метро в пределах Московского района получила название «Фрунзенская». Станция сооружена недалеко от Фрунзенского универмага. Автор архитектурного решения подземного зала — Б. Н. Журавлёв. Тема убранства — жизнь и деятельность выдающегося советского полководца М. В. Фрунзе. Архитектор отказался от обилия декоративных мотивов, что характерно и для всех других станций второй очереди. Массивные пилоны, разделяющие подземный зал на три галереи, имеют расширяющийся книзу цоколь, облицованный белым мрамором с узкой полоской красного мрамора по верху. В торце центральной галереи — рельеф с изображением М. В. Фрунзе на коне, исполненный из белого анодированного алюминия. Фоном служат большие рельефные знамёна, выложенные из красной мозаики.

Наземный вестибюль «Фрунзенской» первый в Ленинграде, построенный по типовому проекту, разработанному архитекторами А. С. Гецкиным и В. П. Шуваловой. Такие же павильоны сооружены на станциях «Электросила» и «Парк Победы». Все они имеют круглые в плане очертания и звершаются плоскими железобетонными куполками. Применение типового проекта значительно сократило стоимость постройки. Вместе с тем единство облика наземных сооружений способствовало единству оформления Московского проспекта как целостной городской магистрали. Павильоны очень просты в своём архитектурном убранстве. Здесь использовано сочетание гладкой матовой поверхности стен с горизонтальной лентой сплошь остеклённых входов и асимметрично расположенного киоска. И экстерьер и интерьер павильонов оживляются конструктивными деталями,— переплёты дверей и витрин из алюминия.

Следующая станция — «Московские ворота» — в архитектурной разработке подземного зала связана с триумфальными воротами на площади бывшей Московской заставы. Авторы проекта — В. А. Петров и К. М. Митрофанов, работавшие при участии А. И. Горицкого, установили в конце центральной галереи картуш из военных атрибутов, представляющий собой копию в половину натуральной величины одной из арматур, венчающих Московские ворота. Картуш, обработанный под тёмную бронзу, с тёмно-красным мраморным пьедесталом, красиво выделяется на фоне белой стены.

Основные архитектурные элементы подземного зала — призматические, несколько расширяющиеся кверху пилоны, облицованные тем же тёмно-красным, со светлыми пятнистыми прожилками мрамором.

Особую чёткость придают пилонам прикреплённые к их лицевым поверхностям алюминиевые вертикальные планки-рёбра. На пилоны опираются гладкие полуциркульные своды.

Наземный вестибюль, спроектированный А. К. Андреевым, А. В. Соколовым и В. В. Кудрявцевым, встроен в новое четырёхэтажное здание. Архитектура его скромна: небольшой круглый эскалаторный зал облицован, так же как и в других случаях, белым мрамором. Обращает на себя внимание большой наклонный козырёк над входом в станцию, сильно выступающий по сравнению с плоскостью фасада. Поддерживаемый двумя раструбообразными колоннами, козырёк-навес придаёт особую характерность облику здания и как-бы выделяет местонахождение станции метрополитена.

В ином плане решена станция «Электросила». Расположение её рядом с заводом «Электросила» определило и тему оформления — «Электрификация страны». Авторы проекта — архитекторы С. И. Евдокимов, Н. В. Устинович и Г. М. Вланин — постарались выразить тему убранства прежде всего подчёркнуто современным характером отделки.

В основе композиции подземного зала — сводчатые галереи, соединённые прямоугольными прорезями-проходами. Своды начинаются непосредственно от пола. Стены, своды — всё покрыто простой побеленной штукатуркой. Только низкий цоколь, скамьи и боковые поверхности проходов между галереями-нефами облицованы светло-серым мрамором. Освещение дано в виде вставок матового стекла с алюминиевой решёткой. В торце центральной галереи — панно из керамики. На белый фон оштукатуренной стены наложено в виде аппликации изображение рабочего — строителя коммунизма. Выше — солнечный диск и эллипсоидальные кривые — орбиты планет и искусственных спутников. Внизу — силуэт электростанции и мачты электропередачи.

Так же как и всё архитектурное решение подземной станции, панно выполнено в современной декоративной манере. Оно производит хорошее впечатление. Композиция чётко выражает основную идею. необычен, свеж и оригинален колорит панно в жёлто-зеленоватом и желтовато-коричневом цвете. Тёплая солнечная гамма контрастирует с холодными бело-серыми, серебристыми тонами архитектурной отделки.

Последняя станция Московско-Петроградской линии метро — «Парк Победы». Подземный зал станции спроектирован архитектором А. К. Андреевым, строителем трёх станций первой очереди. Устройство этой станции необычно. Она не имеет боковых посадочных платформ. пассажиры входят в поезда непосредственно из центральной галереи через раздвигающиеся посредством электрического устройства двери. Эта остроумная и экономичная система применена была на станции «Парк Победы» впервые в Советском Союзе. несколько позднее по образцу этой станции в Ленинграде была построена станция «Петроградская». Станции без путевых платформ в дальнейшем получат широкое распространение при строительстве метрополитенов в нашей стране.

Архитектурное оформление единственной галереи подземного зала станции «Парк Победы» необычайно просто. Она более широкая и длинная, чем во всех предыдущих станциях, облицована светлым мрамором. Свод гладкий и чистый, без каких-либо деталей. Лишь по верху, вдоль всего зала, проходит карниз из рельефного стекла, за которым скрыты источники освещения, да автоматические двери, выполненные из алюминия, имеют боковые откосы с несложной профилировкой, напоминающей каннелюры колонн.
Метро как объект искусства
Аватара пользователя
Игерратов
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 01:28
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кудрово
Контактная информация:

Re: «Современная архитектура Ленинграда», 1966

Сообщение Игерратов »

Северо-восток города

Новый Финляндский вокзал — лаконичный и современный по своей композиции и отделке — одно из лучших зданий Ленинграда за последние годы.

В здание вокзала был встроен вестибюль станции метро «Площадь Ленина». Станция второго участка первой очереди «Площадь Ленина» решена очень просто. Главный вестибюль оформлен большой мозаичной композицией «Ленин». Вождь изображён в движении, на фоне красных знамён и золотых солнечных лучей. Произведение представляет большую художественную ценность. Оно выполнено художниками А. А. Мыльниковым и А. Л. Королёвым, уже работавшими для метрополитена. К сожалению, место, где помещено панно, нельзя считать удачным. Мозаика смотрелась бы лучше в помещении большего размера.

Подземный, перронный зал станции «Площадь Ленина» (архитектор А. К. Андреев) выполнен в строгом сочетании красного и белого цвета. Массивные, несколько суживающиеся кверху пилоны облицованы красным полированным украинским гранитом. Они увенчаны профилированными карнизами из нержавеющей стали, в некоторых местах в них вмонтировано подсвеченное изнутри прессованное хрустальное стекло.
Северная часть города

1 июля 1963 года в строй вступил второй участок второй очереди метрополитена — от Технологического института до площади Льва Толстого. В пределах Петроградской стороны находятся две из четырёх станций этой трассы: «Горьковская» — на углу проспектов Кировского и Максима Горького, и «Петроградская» — на площади Льва Толстого.

Вестибюль станции «Горьковская» — в зелени парка Ленина. Это круглый павильон с киоском, построенный по тому же типовому проекту, который применён на станциях московского радиуса — «Фрунзенской» и других. В композицию павильона введено помещение кафе и витрина для кинопроката. Подземный зал «Горьковской» спроектирован архитекторами С. И. Евдокимовым, Н. Н. Башниным и Е. И. Травниковым. Он невелик по размеру и отделан чрезвычайно просто. Пилоны и торцевая часть центральной галереи облицованы светлым известняком чуть зеленоватого оттенка. На общей гладкой поверхности пилонов слегка выступают выделенные рельефом, как будто бы не до конца обработанные камни. Их размеры и расположение различны. И это обогащает интерьер, создаёт определённый рисунок и игру света на стенных плоскостях. Полочка карниза скрывает источники света, которые освещают белую гладкую поверхность свода. На торце центральной галереи — рельеф головы молодого Горького.

Архитектура подземного зала станции «Петроградская» решена так же, как и станции «Парк Победы», без путевых платформ (авторы проекта В. Ф. Белов, Л. И. Шимаковский, А. В. Говорковский, Н. Н. Трегубов и В. Л. Ривин). Открывающиеся автоматически двери, в отличие от станции «Парк Победы», обшиты гофрированным металлом, окрашенным в тёмно-синий цвет. Простенки между дверьми облицованы керамическими трубками кремового цвета, создающими иллюзию гофрировки. Поверху, у основания свода, проходит, наподобие карниза, сплошная лента анодированного алюминия, скрывающая источники освещения. В конце зала вместо обычной глухой стенки — решётка из часто поставленных металлических прутьев, на которой укреплены накладки из золотистого анодированного алюминия, в виде очертания двух голов — юноши и девушки. Эта композиция хорошо сочетается с общим тёплым золотистым колоритом боковых стен зала.

Проект наземного вестибюля станции разработан архитекторами А. К. Андреевым и А. В. Соколовым. он включён в строящийся многоэтажный Дом мод. переход в подземный зал спроектирован А. К. Андреевым и Ю. Н. Козловым.

Архитектурное решение всего комплекса верхнего вестибюля с примыкающими к нему переходами задумано пространственно интересно, хотя и несколько сложно. Правда, эта сложность в основном вызвана условиями самого участка, расположением подземной трассы и окружающих зданий.

Своеобразна архитектура переходного — кассового — зала, перекрытие которого поддерживается железобетонными колоннами без облицовки. Вместо капителей, каждая из этих колонн расчленяется наверху на несколько стержней, непосредственно переходящих в конструкцию железобетонного перекрытия.

Очень лаконично убранство центрального круглого зала вестибюля. Гладкие стены, облицованные плитками известняка. Зеркальные стёкла. Чёрная лента опоясывает низ купола. Сама скуфья купола белая, матовая, гладкая. Во всём сооружении — ощущение современной, простой и экономичной архитектуры, соответствующей характеру сооружения, его функциям.

Вообще станции линии «Технологический институт»—«Площадь Льва Толстого» [так в тексте — Иггератов] решены лаконичнее и проще, чем все предыдущие. Сказался приобретённый архитекторами опыт. Дало себя знать общее стремление добиваться наибольшей выразительности минимальными средствами современной, а не архаизированной архитектуры.
Метро как объект искусства
Аватара пользователя
Игерратов
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 01:28
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кудрово
Контактная информация:

Re: «Современная архитектура Ленинграда», 1966

Сообщение Игерратов »

Последняя часть — «Центр города»
Последняя часть — «Центр города»
Метро как объект искусства
Ответить

Вернуться в «Старые фотографии»