SubwayTalks.ru • Просмотр темы - Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Темы, связанные с городскими стройками и проектами

Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение EuroYura » 06 янв 2012, 19:17

Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века.

Гуляя по современным районам Петербурга, кроме жилых домов во дворах, можно заметить множество разнообразных зданий. На первый взгляд, они кажутся разными и единичными. Но, внимательно присмотревшись, можно заметить, что многие здания тоже являются серийными и их можно классифицировать.
Основными серийными зданиями кварталов брежневской эпохи являлись: Автоматические Телефонные Станции (АТС), Трансформаторные Подстанции (ТП), детские и взрослые поликлиники, стоматологические поликлиники, Газорегуляторные Пункты (ГРП), насосные станции, типовые отделения милиции, торговые центры, кинотеатры, «Н» и «П»-образные школы, детские сады и паркинги начала 80-х (кирпичные большие гаражи).
Многие типы зданий снаружи удалось детально изучить, сосчитать их количество и проследить историю их развития. Самая интересная и яркая эволюция зданий получилась у АТС. С них и начну.
Все материалы взяты из открытых общедоступных источников, а также личных наблюдений.

Глава 1. История зданий АТС Петербурга.

АТС 1-го поколения (1964-1971)

Телефонная связь появилась, сравнительно давно, в конце XIX века и постепенно развивалась. В центре Петербурга, и районам, близким к нему, до постройки первых серийных зданий, коммутационная аппаратура размещалась в домах, например, занимая целый этаж здания. Телефония не была развита в таком масштабе, и поэтому отдельных зданий не требовалось.
Наступили 60-е, началось массовое строительство жилых кварталов, а с ними и первые серийные здания телефонных станций. С этого момента я начну подробный рассказ об архитектурных особенностях и эволюции зданий АТС.
АТС Петербурга, в целом, имеют несколько серийных конфигураций. Почти все первые серийные здания имеют частично огороженную территорию, для хозяйственных нужд. Там складируется разное оборудование и бобины с кабелем.
Историю начну с кирпичных двухэтажных АТС. Назову их «1-м поколением». Эти здания строились примерно с 1964 по 1971 годы. Вид сверху у станции довольно простой. Прямоугольник, лишенный посередине надстроек и только по краям видно немного выступающих частей. Крыша с внешним водостоком.

Изображение
Рис 1. АТС 1-го поколения. Слева – пр. Славы 32, справа – Конторская ул. 13. Вид со спутника.

Первоначально АТС делались с балкончиками и непрерывным остеклением машинного зала по всей длине 2-го этажа. С одного торца на 2-м этаже в ряд располагалось 7 окошек, а на первом – 5. Все окна с одной длинной форточкой сверху.
С другого торца было по 5 окон в ряд, сдвинутые на пол этажа вверх. Окна имели стандартную форточку. Внизу под окнами в здание встроена собственная трансформаторная подстанция. Строились АТС 1-го поколения из красного и из серого кирпича. Красных и серых зданий построено примерно поровну. На Дибуновской улице 42, здание АТС сделано двухцветным. Фундамент из красного кирпича, а остальная часть из серого.
Вот так выглядит АТС 1-го поколения с одной стороны

Изображение
Рис 2. Плоская 2-х этажная серийная АТС 1-го поколения из серого кирпича (1964-1971). Пр. Славы 32.

Это здание, одно из немногих, которое сохранилось в первозданном виде. На 2-м этаже хорошо виден балкончик с перилами и окна машинного зала.
Ниже показан фасад красной АТС 1-го поколения, сохранившийся в первозданном виде. По конструктивным особенностям здание идентичное серому, изображенному на рисунке выше.

Изображение
Рис 3. Лицевой фасад серийной АТС 1-го поколения из красного кирпича крупным планом. (1964-1971). Конторская ул. 13.

Так как это самая старая серия, из рассматриваемого периода, то многие здания к сегодняшнему времени претерпели значительные изменения. Самое распространенное – доработка 2-го этажа кирпичной стеной с отдельными окнами. Чаще всего, балкончик полностью срезают. Бывают случаи, когда оставляют какую-то его часть или навес сверху.
Ниже видим типичный пример доработки красной АТС 1-го поколения, на Новаре Бульваторов 16.

Изображение
Рис 4. Красная АТС 1-го поколения с доработанным 2-м этажом. Бульвар Новаторов 16.

На Новоизмайловском проспекте 47 обнаружено полностью реконструированное здание, построенное приблизительно в 1964-65 году. Теперь стены АТС отделаны цветными плитами вентилируемого фасада, как применяют в современных домах.

Изображение
Рис 5. Санированная АТС 1-го поколения. Новоизмайловский пр. 47

Проводная телефонная связь уходит в прошлое, и, несмотря на попытки соревноваться в области Интернет технологий, ее медленно вытесняет сотовая и локальные сети. Как говорилось выше, многие телефонные станции реконструируют, количество аппаратуры в них уменьшается, она становится компактнее. Как следствие, высвободившаяся площадь помещений, используется в разнообразных целях, не связанных с телефонией. Так в зданиях АТС начали появляться офисы и магазины.
Самое интересное применение 2-го этажа в здании АТС 1-го поколения, замечено на Политехнической улице, с задней стороны вестибюля станции «Площадь Мужества». По состоянию на декабрь 2011 года весь 2-й этаж занимает качалка с тренажерами одного из фитнес клуба.

Изображение
Рис 6. АТС 1-го поколения с переделанным 2-м этажом под тренажерный зал. Политехническая 17 корп. 2.

В поисках информации об АТС, обнаружил старый, давно заброшенный сайт aboutphone.info. На сайте нашел старый снимок этого здания, предположительно начала 2000-х, когда станция полностью функционировала, и не было фитнес клуба. Все снимки маленького размера, но зато имеют большую историческую ценность. Страничка с фотографиями АТС начала 2000-х вот тут. http://www.aboutphone.info/js/photo/spb/index.html
Приведу оттуда фотографию здания на Политехнической 17 корп. 2. Только сделана она с противоположного торца, и откуда-то сверху.

Изображение
Рис 7. Фотография АТС 1-го поколения с сайта aboutphone.info начала 2000-х. Политехническая 17 корп. 2.

Серийных зданий АТС 1-го поколения, на территории Петербурга обнаружено 19 штук:

Пр. Славы 32 (серая)
Ул. Бабушкина 19 (серая)
Ул. Бабушкина 62 корп. 1 (серая)
Дальневосточный пр. 62 корп. 2 (красная)
Конторская ул. 13 (красная)
Таллиннская ул. 26 корп. 1 (красная)
Ул. Васенко 7 (красная)
Пр. Науки 71 корп. 1 (серая)
Политехническая ул. 17 корп. 2 (серая)
Ул. Харченко 13 (красная)
Дибуновская ул. 42 (серая красный фундамент)
Омская ул. 6 (красная)
Hовоизмайловский пр. 47 (реконструированная)
Авиационная ул. 24 (серая)
Ул. Типанова 23 (красная)
Железноводская ул. 38 (серая)
Бульвар Новаторов 16 (красная)
Ул. Косинова 26
Наб. Реки Сестры 4

АТС 2-го поколения (1971-1976)

Далее, примерно с 1971 года, конструкция вновь строящихся зданий под АТС, изменилась. Станции стали более компактными и высокими. Вместо окон, по всей высоте здания, в стенах появились вертикальные ряды стеклоблоков. Всего по фасаду у стандартной АТС 2-го поколения, помешалось 13 вертикальных рядов. АТС 2-го поколения строились примерно по 1976 год. Данная серийная конфигурация строилась только из белого кирпича. Ниже показан вид сверху зданий АТС 2-го поколения.

Изображение
Рис 8. АТС 2-го поколения. Вид сверху. Слева – ул. Белы Куна 15 корп. 3, справа – Гражданский пр. 111 корп. 2.

Так АТС 2-го поколения выглядит с лицевого фасада:

Изображение
Рис 9. Первоначальная конструкция лицевого фасада АТС 2-го поколения. Ул. Белы Куна 15 корп. 3.

С заднего фасада у такого типа зданий, 3-й столбец от краев не застеклен и имеет отдельные окна, с рамами из остекленных деревянных дверей. На верхних этажах этих рядов располагаются балкончики. В торцах дома имеются узкие окошки в виде щелей. Как правило, таких окошек по 5 штук в каждом ряду. В паре торцевых стен есть исключения.

Изображение
Рис 10. Гражданский 111 корп. 2. Вид сбоку и сзади.

Очень красивая АТС 2-го поколения на Дачном проспекте. На 1-м этаже располагается офис Ростелекома. Здание не имеет собственного огороженного хоздвора. На лицевом и заднем фасаде вертикальные столбцы двухцветные. Окна верхних этажей из синих стеклоблоков, а нижний этаж из обычных, зеленых. Все это наглядно видно на фотографии ниже:

Изображение
Рис 11. АТС 2-го поколения. Вид сзади. Столбцы с разноцветными стеклоблоками. Дачный пр. 17 корп. 2.

Зданий АТС 2-го поколения с родным остеклением осталось мало. Есть основания предположить, что большая часть подверглась модернизации в начале 2000-х. В процессе доработки убирали непрерывные вертикальные полосы стеклоблоков, и проемы частично заделывали красным кирпичом. В получившиеся прямоугольные проемы вставляли современные металлопластиковые окна.
Стандартных модернизаций у АТС не обнаружено. Каждую станцию переделывали по усмотрению. Где-то вставляли окошки в каждый ряд, где через ряд, чередуя с глухой кирпичной стеной из красного кирпича. Фасады некоторых зданий получились с уменьшенными окошками.

Изображение
Рис 12. Типовая модернизация АТС 2-го поколения. Вариант с частичной вставкой окон. Вид сзади. Софьи Ковалевской 12 корп. 2.

Как и в случае с 1-м поколением, в некоторых станциях начали использовать свободные помещения под разные нужды. Например, на улице Отважных, в модернизированной АТС 2-го поколения, открылся мебельный магазин.

Изображение
Рис 13. Мебельный магазин на 1-м этаже модернизированной АТС 2-го поколения. Ул. Отважных 10.

По адресу Урхов пер 3, замечена АТС 2-го поколения несерийной конфигурации. Она длиннее обычного здания, и поэтому на лицевом и заднем фасаде вмещается 15 вертикальных рядов из стеклоблоков. В одном из торцов всего три столбца узких окошечек. Также видно, что на крыше имеется нестандартная надстройка в торце. С задней части здания, остекление двухцветное, как у АТС на Дачном проспекте 17.

Изображение
Рис 14. Нестандартная АТС 2-го поколения. Вид с лицевой стороны. Урхов переулок 3.

Зданий АТС 2-го поколения в Петербурге обнаружено 12 штук:

Ул. Белы Куна 15 корп. 3
Прилукская ул. 35
Ул. Крюкова 8
Гражданский пр. 111 корп. 2
Ул. Софьи Ковалевской 12 корп. 2
Ул. Комиссара Смирнова 3
Ул. Отважных 10
Ул. Пограничника Гарькавого 40 корп. 3
Дачный пр. 17 корп. 2
Урхов пер 3
Петрозаводская ул. 8
Ул. Чапыгина 5а

АТС 3-го поколения (1977)

С 1977 года появился новый серийный проект зданий для АТС. Строились они из красного кирпича. Это будет 3-е поколение телефонных станций.

Изображение
Рис 15. АТС 3-го поколения. Сверху – Демьяна Бедного 18 корп. 1, снизу – Ленинский пр. 106.

В этой серии зданий, на фасадах впервые появляются маленькие окошки с обрамлением из бетонных плит. Таких АТС в Петербурге построили всего 2 штуки. Одна находится на Ленинском 106, в Кировском районе, другая на улице Демьяна Бедного 18 корп. 1, в Калининском районе. Здание АТС на Ленинском 106 построено в 1977 году, что подтверждается надписью на стене одного из торцов.

Изображение
Рис 16. АТС 3-го поколения. В углу увеличенно год постройки здания. Ленинский 106.

А это вид такой станции с противоположной стороны:

Изображение
Рис 17. АТС 3-го поколения. Вид с противоположной стороны. Ул. Демьяна Бедного 18 корп. 1.

Эта конфигурация не была подвержена доработкам и сохранилась в первозданной виде до настоящего времени.

АТС 4-го поколения (1978-1981)

В 1978 году родился следующий тип зданий АТС. Условно назову «4-м поколением вариант «А». На спутниковом снимке они похожи на вазу со смещенной ножкой:

Изображение
Рис 18. АТС 4-го поколения Вариант «А». Слева Искровский 14, справа – Кондратьевский 81.

За лицевой фасад здания примем верх «вазы», а за задний его «ножку». Переместимся на Васильевский остров и посмотрим, как будет выглядеть здание АТС 4-го поколения с лицевого фасада:

Изображение
Рис 19. АТС 4-го поколения Вариант «А». Вид полубоком на лицевой фасад и торец. Ул. Нахимова 5 корп. 5.

С задней стороны, «дно ножки» будет таким:

Изображение
Рис 20. АТС 4-го поколения вариант «А». Вид с задней стороны. Загребский бул. 2.

На данном снимке межэтажные декоративные перемычки темно-синие. Это редкий цвет. Чаще встречаются АТС, где перемычки светло-зеленые. Например, Искровский 14 или Светлановский 45.
АТС 4-го поколения также строили в историческом центре, встраивая на свободные места. Например, во дворе на улице Ефимова 4, за торговым центром «Пик».
Очень интересно построена АТС на Светлановском проспекте 45. Она соединяется с соседним домом перемычкой с жилыми квартирами. Окна жилой перемычки стилизованы под окна АТС.

Изображение
Рис 21. АТС 4-го поколения, соединенная с домом перемычкой. Светлановский пр. 45.

С лицевой стороны на здании АТС вертикальные полосы из красного кирпича, а жилая перемычка без окон. Кажется, что дом и станция строились в едином стиле.

Изображение
Рис 22. Композиция Дом-Перемычка-АТС. Вид спереди. Светлановский пр. 45

АТС 4-го поколения первой модификации в городе построили 7 штук. Список АТС 4-го поколения варианта «А»:

Загребский бульвар 2
Искровский пр. 14
Кондратьевский пр. 81 корп. 2
Светлановский пр. 45
Серебристый бульвар 18 корп. 1
Ул. Нахимова 5 корп. 5
Ул. Ефимова 4

Далее, модификацию здания несколько изменили, но общие контуры остались прежними. На спутниковом снимке такие АТС отличаются удлиненной прямоугольной надстройкой на крыше, и немного укороченной «ножкой». Это будут здания 4-го поколения вариант «Б».

Изображение
Рис 23. АТС 4-го поколения. Вариант «Б». Слева – ул. Академика Константинова 4 корп. 1, справа – ул. Седова 47.

Изменения коснулись и внешнего вида здания. Частично отказались от окон на лицевом фасаде. Оконные проемы верхних этажей изначально заделывались кирпичами. Декоративные балкончики подняли на этаж выше.
Единственная АТС 4-го поколения варианта «Б», построенная из красного кирпича, обнаружена на улице Седова 47. На надстройке видна надпись, выложенная белым кирпичом «1979».

Изображение
Рис 24. Красная АТС 4-го поколения. Вариант «Б». Вид с лицевой стороны. Ул. Седова 47.

Здания АТС 4-го поколения из белого кирпича, отличаются от красной только цветом. Конструкция у них идентичная.

Изображение
Рис 25. Здание АТС 4-го поколения вариант «Б» из белого кирпича. Вид спереди. Ул. Ивана Фомина 8.

С задней стороны тоже произошли изменения. Отказались от декоративных межэтажных перемычек, оставив голую кирпичную стену. Снизу «дна чаши» крайний правый ряд окошек зачем-то заменили дверьми.

Изображение
Рис 26. АТС 4-го поколения Вариант «Б». Вид сзади. Ивана Фомина 8.

Зданий АТС 4-го поколения варианта «Б» в городе обнаружено 8 штук:

Ул. Седова 47
Республиканская ул. 28а
Ул. Академика Константинова 4 корп. 2
Гражданский пр. 26
Ул. Ивана Фомина 8
Пулковская ул. 2
Ул. Трефолева 29
Транспортный пер. 3

АТС 5-го поколения (1982-1984)

Примерно с 1982 года появились АТС с гладкими скругленными краями. Это здания АТС 5-го поколения.

Изображение
Рис 27. АТС 5-го поколения. Вид сверху. Справа – Купчинская ул. 26 корп. 1, слева – Ярославский пр. 57.

За счет скругленных краев, здания кажутся массивными. Окошечки обрамлены бетонными плитами. Похожая конструкция уже встречалась в 3-м поколении, только окошки были маленькие. Половину станций 5-го поколения облицевали крупной светло-розовой плиткой. Сбоку, отдельным блоком, к зданию пристраивалась трансформаторная подстанция. На фотографии ниже, кусок ТП виден справа за ларьком «Овощи-Фрукты»:

Изображение
Рис 28. АТС 5-го поколения. Купчинская ул. 26 корп. 1

Вид с противоположной стороны АТС 5-го поколения:

Изображение
Рис 29. АТС 5-го поколения. Вид с противоположной стороны. Ул. Бурцева 21.

Зданий этой серии в Петербурге построено 6 штук, причем половина из них необлицованные:

Купчинская ул. 26 корп 1
Искровский пр. 38
Ул. Бурцева 21
Ярославский пр. 57 (необлицованная)
Кораблестроителей 33 (необлицованная)
Ул. Маршала Говорова 9 корп. 2 (необлицованная)

АТС 6-го поколения (1985- конец 80-х)

В середине 1980-х появились панельные АТС с облицовочной плиткой. Они также строились в 2-х вариантах: Низкие назову вариант «А», а высокие – вариант «Б».
Сначала рассмотрим «низкую» модификацию. Сверху она очень интересно выглядит. Надстройки в виде ступенек, разрезают здание на две неравные части:

Изображение
Рис 30. АТС 6-го поколения вариант «А». Вид сверху. Слева – пр. Металлистов 36, справа – Учебный пер. 1.

Основной цвет облицовочной плитки низких зданий АТС 6-го поколения темно-красный и светло-красный. В 2-х экземплярах построены здания с белой облицовочной плиткой (Наставников 44, Чебышевская 7 корп. 2), и в единственном экземпляре замечена желтая АТС (Учебный пер. 1).
С лицевой стороны низкая модификация выглядит так:

Изображение
Рис 31. Низкая АТС 6-го поколения белого цвета. Вид с лицевой стороны. Пр. Наставников 44.

С другого бока и сзади, АТС 6-го поколения выглядит вот так:

Изображение
Рис 32. АТС 6-го поколения красного цвета. Вид сзади и сбоку. Пр. Металлистов 36.

В кирпичной основе зданий сделано несколько жилых квартир, которые предоставлялись во временное пользование работникам станции.

Изображение
Рис 33. АТС 6-го поколения вариант «А». Вид с задней стороны. В нижней части жилой сектор. Наставников 44.

Серийных зданий АТС 6-го поколения вариант «А» в территориальных границах Петербурга, найдено 10 штук:

Ул. Ворошилова 5 корп. 1
Шлиссельбургский пр. 35.
Ул. Коллонтай 28 корп. 2
Пр. Металлистов 36
Ул. Композиторов 25 корп. 3
Комендантский пр. 19 корп. 1
Швейцарская ул. 5
Ул. Чебышевская 7 корп. 2 (белая)
Пр. Наставников 44 (белая)
Учебный пер. 1 (желтая)

Следом, а может и одновременно с ними, появился высокий доработанный вариант АТС 6-го поколения. Сверху они выглядят так:

Изображение
Рис. 34. Высокие АТС 6-го поколения. Вид сверху. Слева – пр. Кузнецова 28, справа - Наставников 16.

Правда за счет вышек и оборудования на крышах, все здания, в какой-то степени различаются, но контуры всегда остаются одинаковыми. По конструкции и внешнему виду они похожи на маленькие, только почти в 2 раза выше. Здания АТС 6-го поколения варианта «Б» отделывались темно-красной плиткой 2-х оттенков. Также как и низкие, эти дома посажены на кирпичное основание, в которых имеются жилые квартиры для работников.

Изображение
Рис 35. Высокая АТС 6-го поколения. Вид сбоку и спереди. Пр. Кузнецова 28.

Единственная высокая АТС белого цвета («Альбинос») замечена на Парашютной улице 6. На первом этаже видны окошечки жилых квартир.

Изображение
Рис. 36. Высокая АТС 6-го поколения «Альбинос» вид сзади. Парашютная ул. 6.

Высоких АТС 6-го поколения в городе обнаружено 10 штук:

Ул. Турку 1
Пр. Наставников 16
Пр. Энтузиастов 16
Ул. Асафьева 4 корп. 1
Пр. Кузнецова 28
Ул. Летчика Пилютова 7
5-й Предпортовый проезд 4 корп. 3
Ул. Веры Слуцкой 81 корп. 2
Ул. Лени Голикова 29 корп. 2
Парашютная ул. 6 (белая)

АТС 7-го поколения бункерного типа (начало 1990-х).

Настали 90-е. Конструкцию АТС упростили. Теперь здания АТС стали делать совсем маленькими и простейшими. 2-х этажные бункера стали похожие на насосные станции. Сверху они отличались тем, что торцы здания делались с выступами. Они как будто разрезаны пополам вдоль оси, а их половинки сдвинуты. Напоминали такие домики форму зигзага в тетрисе:

Изображение
Рис 37. АТС 7-го поколения. Вид со спутника. Слева – Комендантский пр. 36 корп. 3, справа - Яхтенная 10 корп. 2.

А вот так она выглядит сбоку. Здание гибридное. Построено одновременно из плит и кирпичей. Отличительная особенность АТС 7-го поколения – в одном из торцов всегда есть металлическая лестница, ведущая на 2-й этаж. На лицевом фасаде имеются маленькие окошечки. В некоторых зданиях их уже успели заделать кирпичом. Ниже приведена фотография АТС с бело-серой облицовочной плиткой и темно-красной полосой посередине.

Изображение
Рис 38. Бункерная АТС 7-го поколения. Вид полубоком на уступ и лестницу. Яхтенная ул. 6 корп. 2.

Встречаются здания без облицовочной плитки, грубо заштукатуренные под цвет кирпича.
Все шесть АТС 7-го поколения с явно выраженными большими уступами были обнаружены только в Приморском районе:

Комендантский 33 корп. 5
Комендантский 36 корп. 3
Яхтенная ул. 6 корп. 2
Яхтенная ул. 10 корп. 2
Яхтенная ул. 38
Ул. Щербакова 12

Другой тип АТС 7-го поколения с укороченными выступами на торцах. Представитель такой модификации был замечен всего один по адресу Брянцева 9. Вероятнее всего это была переходная или пробная модель, с которой пошла вся серия. Окошки у этого здания заделаны кирпичом.

Изображение
Рис 39. Здание АТС 7-го поколения с укороченными выступами. Ул. Брянцева 9.

А вот так это здание выглядело в начале 2000-х. Картинка найдена в Интернете, на сайте aboutphone.info

Изображение
Рис 40. АТС 7-го поколения. Вид в сторону пр. Просвещения. Брянцева 9. Фото начала 2000-х

Сравнивая с современным состоянием, видно, что с кронштейна над лестницей исчез светильник РКУ03-250, Над двойными окошками появилась вентиляционная труба, все здание покрасили, а куст шиповника у стены еще не вырос.
Строят ли сейчас специальные здания под АТС, неизвестно.

(С) EuroYura 06 января 2012 года.
EuroYura

 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Откуда: Ленинград
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 52
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение Den.S » 06 янв 2012, 21:21

EuroYura, плюс поставил за очередной титанический труд.
EuroYura писал(а):<...>видим типичный пример доработки красной АТС 1-го поколения, на Новаре Бульваторов 16.<...>

Не ожидал в таком серьезном обзоре увидеть такую то ли шутку, то ли опечатку)
Den.S

 
Сообщения: 3347
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кировский Завод
Пункты репутации: 86
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение EuroYura » 06 янв 2012, 21:59

Да это как обычно, в черновике опечатался, потом по 10 раз проверяя забыл исправить. :) :) :)
EuroYura

 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Откуда: Ленинград
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 52
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение 4pet » 07 янв 2012, 12:21

к АТС 2-го поколения надо добавить адрес Курляндская, 10.
Приятно что это ещё кому-то интересно) Был на большей части АТС и с удовольствием посмотрел фотографии.
Могу добавить, что в центре есть несколько АТС в не типовых (возможно ранее жилых) 3-ёх этажных зданиях.
А сейчас АТС не строятся. В каждом новом доме размещаются мини АТС в калясочных на 0-1 этажах. К тому же после замены оборудования координатных АТС освобождается очень много площадей, поэтому и появляются "мебельные магазины")

Со стеклоблоками АТС 2-го поколения всё верно. Их почти везде убрали. На Прилукской, 35 помню в 2005-ом ещё были)

двери вместо окон на АТС 4-го поколения для удобной транспортировки крупногабаритного оборудования (присмотритесь, там как раз лебёдка внизу)
интересно в этой серии так же что малая часть здания 9 этажная, а большая 6-ти этажная. Но по высоте они одинаковые, т.к. высота потолков в большей части 4,5 метра

да и кстати по поводу "нежилых" зданий. На всех АТС 4,5,6 поколений есть жилые квартиры. (условно для работников) 4 квартиры на АТС 4-го поколения по одной на этаже (со 2-го по 5-й этажи) и по 3-и квартиры на АТС 5 и 6-го поколений (все на первом этаже)
Вложения
Безымянный.jpg
Безымянный.jpg
Безымянный2.jpg
Аватара пользователя
4pet

 
Сообщения: 2215
Зарегистрирован: 13 окт 2005, 13:59
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Ладожская
Пункты репутации: 69
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение satspb » 07 янв 2012, 13:35

Нет смысла сейчас строить такие капитальные здания, ибо телефонизируют здания выносами ( устанавливается выносная АТС на объекте ). На 1000 квартир достаточно помещения 2-3 квадратных метра под все...

Квартальный коммутатор под соединительные линии можно вынести и за 120 км от объекта, следовательно его разместят на существующем объекте связи.
satspb

 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 17 фев 2008, 06:15
Пункты репутации: 3
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение EuroYura » 07 янв 2012, 15:56

Спасибо за поправки и дополнения. Самое досадное то, что фото Курляндская 10 у меня была, но я тоже пропустил этот адрес по невнимательности. (((
У себя уже подправил, и дополнил Вашей информацией.
EuroYura

 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Откуда: Ленинград
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 52
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение Константин Филиппов » 07 янв 2012, 16:57

А серийные универсамы будут освещены в этой теме?
ab AVTOVO
Аватара пользователя
Константин Филиппов

 
Сообщения: 4631
Зарегистрирован: 06 окт 2004, 11:02
Откуда: Санкт-Петербург
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Озерки
Пункты репутации: 149
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение EuroYura » 09 янв 2012, 20:13

Константин Филиппов писал(а):А серийные универсамы будут освещены в этой теме?


Да, я думаю добавлю не только универсамы, а вообще все 3 типа серийных магазинов, но это будет 3-я очередь. Но когда это случится - точно неизвестно.
Для справки: черновик с материалом по АТС я начал готовить еще с октября.
EuroYura

 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Откуда: Ленинград
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 52
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение mx » 09 янв 2012, 20:33

Так может помочь чем? Сфоткать что-нибудь нужное по заказу или ещё чего? Каждый в своём районе может что-нибудь отснять.
Всё потому, что кто-то слишком много ест!
Аватара пользователя
mx
Профессионал
Профессионал
 
Сообщения: 3098
Зарегистрирован: 14 сен 2005, 21:32
Откуда: 59`50N 30`25E
id ВКонтакте: 0
Станция метро: -------
Пункты репутации: 357
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение Svyaznoy » 09 янв 2012, 21:01

EuroYura, спасибо за тему!!! Вдвойне приятно что сам связан с этой сферой деятельности.
Менялись типы АТС и соответственно здания. Так к примеру АТС 598 на Ивана Фомина 8, стала первой у нас в городе цифровой станцией. 598 - французкая М-20, а 599- её отечественный клоун. Координатная АТСКУ на 10000 номеров на Гражданском 26 занимает к примеру целый этаж, а сейчас реализуется несколькими стандартными шкафами. Поэтому больше таких масштабшых зданий не предвидится.
Аватара пользователя
Svyaznoy

 
Сообщения: 703
Зарегистрирован: 23 фев 2009, 17:52
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Боровая
Пункты репутации: 61
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение djtonik » 09 янв 2012, 21:11

а про хрущёвки будет? Заинтересовался что-то ими :)
...партия сказала «надо» — метрострой ответил «есть»...
---
Аватара пользователя
djtonik
Отец-основатель
Отец-основатель
 
Сообщения: 6763
Зарегистрирован: 15 апр 2004, 07:02
Откуда: Санкт-Петербург
id ВКонтакте: 0
last_fm: djtonik
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 251
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение EuroYura » 10 янв 2012, 20:47

mx писал(а):Так может помочь чем? Сфоткать что-нибудь нужное по заказу или ещё чего? Каждый в своём районе может что-нибудь отснять.


Буду очень признателен за фотографии и любую помощь. Постепенно собираю информацию о количестве определенных зданий. Когда станут известны адреса, которые необходимо дофотографировать, напишу.

djtonik писал(а):а про хрущёвки будет? Заинтересовался что-то ими :)


Тоже планирую изучить некоторые серии, пока есть возможность заниматься этим в свободное рабочее время :) :oops:
EuroYura

 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Откуда: Ленинград
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 52
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение EuroYura » 11 янв 2012, 16:51

Глава 2. Серийные паркинги 1980-х - 2000-х годов.

Паркинг, о котором пойдет речь, я помню еще с детства. Стоял он на пригорке, по адресу Бухарестская 82. Жители ближайших домов, часто называли его просто «Гараж». По предварительным данным, был построен в начале 1980-х.
Вероятно это первый типовой проект советского многоярусного теплого паркинга. Как я понял, эти здания изначально были не государственные, и строились за счет средств разных гаражных кооперативов. Например, «Гараж» на Бухарестской 82, принадлежит ГСК «Мотор», на Школьной 43 - ГСК «Приморец», на Витебском 27 - ГСК «Победа».
В середине 1990-х годов гуляя по Волковке, случайно увидел такой гараж на Витебском проспекте, и уже тогда предположил, что данные здания имеют серийный характер. В 2011 году, имея под рукой такой мощный инструмент, как спутниковые карты, я решил разобраться в этом вопросе и узнать, сколько подобных паркингов построили по Петербургу.
Как обычно, вначале посмотрим на спутниковый снимок:

Изображение
Рис 1. Серийный многоярусный паркинг начала 80-х. Вид сверху. Бухарестская ул. 82

На спутниковом снимке слева видно прямоугольное двухуровневое здание. Ломаная линия посередине делит это здание на две части. Снизу, по центру боковой части, пристроен маленький «носик».
Вокруг «гаража» имеется большая территория, обросшая деревьями и кустарниками. В 1990-е территория традиционно использовалась компаниями для «здорового отдыха», а, по совместительству являлась бесплатным туалетом. Дети также не обходили вниманием эту территорию и примыкающий к ней пустырь, потому что на ней можно было найти артефакты, оставленные постоянными посетителями. В то время, всюду валялись пивные и водочные бутылки, куски погнутых труб, газеты, а иногда и использованные шприцы.
Но вернемся к зданиям, посмотрим на фотографию и попробуем разобраться:

Изображение
Рис 2. Серийный многоярусный паркинг начала 80-х. Общий вид с лицевой и боковой стороны. Бухарестская 82.

На фотографии изображен лицевой фасад, выходящий на Бухарестскую улицу. В здании стоят деревянные окна, покрашенные в зеленый цвет. Справа видим боковой фасад с «носиком». Носиком является прямоугольная пристройка, внутри которой расположена лестница. Всегда рядом с лестницей находятся две пары въездных ворот. На 1-м этаже располагается автомойка.
Строго сбоку «гараж» будет выглядеть вот так:

Изображение
Рис 3. Вид с боковой стороны. Ул. Пинегина 22 / Ткачей 11.

На фотографии хорошо видно, что передняя часть выше задней, а окна одной части здания смещены на пол этажа, относительно другой. На лицевом фасаде, в углу, противоположном от главных въездных ворот, расположены ворота аварийного выезда. В паркинге на Бухарестской 82 их две пары, на всех остальных замечено всего по одной паре. На моей памяти, запасные ворога «Бухарестского гаража» никогда не использовались, а асфальтовая дорога к ним постепенно обрастала мхом и травой. Зимой с этой дорожки можно было съезжать на санках.

Изображение
Рис 4. Двойные ворота аварийного выезда. ГСК «Мотор». Бухарестская 82.

Изображение
Рис 5. Одинарные ворота аварийного выезда на лицевом фасаде. Ключевая ул. 32

С противоположной боковой стороны, посередине находится глухая прямая стена с мелкими щелями вентиляционных отверстий. По стене тянется металлическая лестница на крышу. Хорошо видно, что раньше она шла почти до самого низа. Часто на этой стене располагается киоск, куда от подстанции приходит питающий кабель 380В.

Изображение
Рис 6. Вид с противоположной боковой стороны. Ключевая ул. 32

Сзади такой паркинг 4-х этажный, но имеются маленькие окошечки внизу. Вероятнее всего это смещенная часть 1-го этажа лицевого фасада, оказавшаяся в подвале.

Изображение
Рис 7. Паркинг начала 80-х. Вид сзади. ГСК «Победа». Витебский пр. 27.

Так как крыша не имеет внутреннего водостока, а здание отапливаемое, то с края крыши на заднем фасаде «Бухарестского гаража», часто свисали огромные сосульки. На нескольких паркингах, на заднем фасаде, установлены водосточные трубы.
В Петербурге обнаружено 8 отдельно стоящих паркингов этой серии. Все построены из белого кирпича. На Школьной 37 внешняя сторона лестничной пристройки украшена узорным вкраплением красного кирпича. Некоторые паркинги этой серии построены на границе жилых кварталов и промзоны.

Изображение
Рис 8. Узоры красного кирпича на пристройке с лестницей. Школьная ул. 37.

В настоящее время, в большинстве паркингов сменили часть родных окон. С боков здания обросли неэстетичными пристройками, а на крышах появились вышки и оборудование сотовых операторов. Из некоторых окон торчат вентиляционные трубы, а на стены повешены кондиционеры.
Некоторые гаражные кооперативы используют территорию, как дополнительную открытую автостоянку. На Бухарестской 82 единственных паркинг, сохранившийся в первозданном виде.
Единственный серийный паркинг, построенный в центре города, недалеко от Московского вокзала, находится на Транспортном переулке 10а. На верхних этажах этого здания уже поставили металлопластиковые окна.

Ниже привожу адреса обнаруженных серийных паркингов начала 80-х:

Бухарестская ул. 82 (ГСК «Мотор»)
Ул. Пинегина 22 / ул. Ткачей 11 (ГСК «Невский»)
Витебский пр. 27 (ГСК «Победа»)
Ключевая ул. 32
Школьная ул. 43 (ГСК «Приморец»)
Школьная ул. 37
Ул. Лени Голикова 31 корп. 5 (ГСК «Ульянка 1»)
Транспортный пер. 10а (http://www.parkingspb.ru/)

Данная серийная модификация использовалась как паркинг не только в ГСК, но и входила в комплекс построек предприятий, имеющих большой автомобильный парк. Например, на территории автобазы «Такси-2» на Фаянсовой 18, вплотную к другому зданию, лицевым фасадом пристроен вышеописанный серийный паркинг. Уникален он тем, что построен из красного кирпича.

Изображение
Рис 9. Серийный паркинг, как часть комплекса автобазы. Вид сбоку и сзади. Фаянсовая ул. 18.

Здание имеет немного нестандартные окна, и иной узор из вентиляционных щелей на боковой стене, но в целом идентично серийным экземплярам. Со стороны паркинг вызывает ощущение запущенности. С противоположной стороны здание не в лучшем состоянии:

Изображение
Рис 10. Вид с противоположной стороны. Фаянсовая ул. 18.

Несколько доработанная конструкция данного паркинга обнаружена в комплексе зданий ОАО «Третий Парк», на Белоостровской ул. 19. Там вместо выступающей лестницы сделан наклонный ряд окошек. Немного отличается и вид сверху.

Изображение
Рис 11. Модернизированный паркинг в составе построек. ОАО «Третий Парк». Белоостровская 19.

На смену этим, появился новый вариант серийных паркингов. Также как и у своих предшественников, у новых зданий, с боковой стороны имеется «носик»:

Изображение
Рис 12. Вид сверху. Пр. Тореза 42 корп. 1.

Судя по виду и состоянию зданий, строились они в конце 90-х – начале 2000-х. Торец с въездом слегка напоминает своего предшественника, а вот основной фасад различается.

Изображение
Рис. 12. Серийный паркинг 2-го поколения. Вид с лицевой стороны. Пр. Тореза 42 корп. 1.

Оба представителя этой серии обнаружены в северной части города.

Адреса обнаруженных зданий:

Угол Пискаревского и Руставели (адрес неизвестен)
Пр. Тореза 42 корп. 1.

Серийных паркингов, строящихся в современное время, пока не обнаружено. Большинство паркингов индивидуальных проектов, и встраиваются в нижний этаж новых домов. Также подземные паркинги размещают под крупными торговыми комплексами и гипермаркетами. Все они являются частью зданий.

© EuroYura 11 января 2012 года.

Выражаю благодарность пользователю Nastoyatel (из форума Проекты Петербурга), за подсказку еще одного здания паркинга 2-го поколения.
Поправки и дополнения всегда приветствуются. Просьба если у кого-нибудь есть фотографии с торца паркинга на Тореза 42 корп. 1 или на Руставели, поделитесь пожалуйста, у меня он снят только с одной стороны.
EuroYura

 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Откуда: Ленинград
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Международная-1
Пункты репутации: 52
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение MaksegZ » 11 янв 2012, 19:51

А вот это, получается, первое поколение?
http://maps.yandex.ru/-/CFGbUXJD
"Уважаемые пассажиры, при нахождении на платформе контролируйте свои шляпы с целью недопущения их самопроизвольного перемещения"
Аватара пользователя
MaksegZ

 
Сообщения: 2644
Зарегистрирован: 15 янв 2006, 07:54
Откуда: г. Ленинград (Санкт-Петербург)
id ВКонтакте: 331450
last_fm: rvl84
Станция метро: Московская
Пункты репутации: 97
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

Re: Нежилые серийные здания Ленинграда 2-й половины XX века

Сообщение MaksegZ » 11 янв 2012, 21:05

Вот, кстати, нарыл фотку 88 г., на которой видна АТС 4-го поколения на Республиканской
Вложения
198804_B258_07.jpg
"Уважаемые пассажиры, при нахождении на платформе контролируйте свои шляпы с целью недопущения их самопроизвольного перемещения"
Аватара пользователя
MaksegZ

 
Сообщения: 2644
Зарегистрирован: 15 янв 2006, 07:54
Откуда: г. Ленинград (Санкт-Петербург)
id ВКонтакте: 331450
last_fm: rvl84
Станция метро: Московская
Пункты репутации: 97
Добавить пункт репутацииВычесть пункт репутации

След.

Вернуться в Городское строительство

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика