Статья полностью: http://www.fontanka.ru/2013/04/26/161/Бесплатный проезд обойдется в 34,4 млрд
Губернатор Георгий Полтавченко поручил изучить опыт Таллина, где с начала 2013 года проезд в наземном транспорте является бесплатным. «Фонтанка» проанализировала финансовые отчеты трех транспортных ГУПов – метрополитена, «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» – за 2012 год. Согласно им, такой шаг бюджету обойдется в 34,4 млрд в год. При сохранении платного проезда в подземке – в 15,9 млрд рублей.
25 апреля губернатор Георгий Полтавченко побывал в Таллине. Мэр города Эдгар Сависаар рассказал ему про эксперименты местных властей: с начала 2013 года проезд в общественном транспорте столицы Эстонии является бесплатным. В итоге Георгий Полтавченко заявил, что Смольный внимательно изучит этот опыт, добавив, что если он и будет реализован, то на наземном транспорте. Что касается метрополитена, то его содержание, по мнению градоначальника, обходится слишком дорого, поэтому его эксперимент вряд ли коснется.
...
Понятно, что это очередные популистские идеи Полтавченко и навряд ли в наших условиях такое возможно даже только с наземным ОТ.
Но меня всё равно новость очень заинтересовала с точки зрения возможных последствий для города, как хороших и плохих. Просто интересно - насколько масштабными могут быть последствия такого глобального решения, как полная отмена платы за проезд, пусть даже только на НОТ. Кто что думает на этот счет?
Из плюсов я вижу следующее:
- экономия на зарплатах кондукторов, контролеров, а также на инфраструктуре оплаты проезда и продажи проездных билетов
- снижение спроса и цен на маршрутки либо даже полное их исчезновение как класса
- снижение количества поездок на личном автомобильном транспорте, особенно для поездок в будни на работу
- небольшое снижение потока пассажиров в метро (при условии бесплатности только НОТ)
- небольшое повышение доходов граждан, которые будут потрачены в пользу экономике и ВРП
Из минусов на ум приходит следующее:
- существенное повышение расходов бюджета на субсидии перевозчикам и обновление подвижного состава в виду бОльшего износа
- сокращение рабочих мест для некоторого количества людей - кондукторы и т.д.
- сокращение экономики города за счет снижения количества поездок на личном автомобиле - меньше будут покупать бензин, меньше брать кредитов на покупку машин и т.д.
- так или иначе это приведет либо к косвенному повышению налогов, либо к отмене нужных социальных расходных статей бюджета города
- бесплатным проездом будут в равной степени пользоваться как жители города, платящие налоги в бюджет, так и приезжие и нелегальные мигранты.
Ну и конечно интересно - возможно ли это в принципе в условиях такого большого города, как Санкт-Петербург с населением более чем в 10 раз превышающим население Таллина, и особенно в условиях российской действительности?
P.S. если я создал тему не совсем в подходящем месте, заранее извиняюсь и прошу модераторов перенести в более подходящее место