Андрей Медведев 27.10.2009 17:03:13
Проезд от новых станций метро должен стоить дороже
Предлагаю читателям НЛ обсудить следующее предложение:
Краткая формулировка –
ПРОЕЗД ОТ НОВЫХ СТАНЦИЙ МЕТРО ДОЛЖЕН СТОИТЬ ДОРОЖЕ
Описание предложения:
При проезде от новых (не более 3-5 лет после открытия) станций метро пассажир должен платить дополнительно к общему тарифу 5-10 рублей (не более 50% тарифа) на развитие метрополитена.
Обоснование:
В настоящее время в Санкт-Петербурге метрополитен стал практически безальтернативным видом общественного транспорта при проезде на расстояния более 10 км. Таким образом, в отличие от 1960-80-х гг,
открытие новых станций не приводит к заметному приросту числа пассажиров, но ведет к сокращению платежеспособного спроса на наземный общественный транспорт. Такая ситуация означает, что для развития метро нет материальных стимулов. Вероятно, это является одной из причин крайне медленного развития метрополитена.
Принято считать, что станции метро строятся на основе солидарной поддержки всех пассажиров, т.е. в тарифе на оплату проезда заложены расходы на строительство. И я уверен, что ближе к 1 января снова начнутся разговоры о повышении стоимости проезда, которое будут обосновывать в т.ч. и затратами на строительство новых станций. Однако это несправедливо по причине того, что в строительстве станций метро в «спальных» районах заинтересованы, прежде всего, жители этих районов, но не все пассажиры метро.
При введении повышенной платы за проезд от «новых» станций пассажир, получающий улучшение качества транспортной услуги, платит за нее больше. Пассажир, едущий от «старых» станций, и не получающий повышения качества услуги (скорее, снижение из-за некоторого увеличения пассажиропотока на станциях пересадки или изменения схемы пересадки – пример узел Сенная-Садовая), НЕ платит больше. Считаю, что это справедливо.
Механизм реализации предложения:
Дополнительный ряд турникетов для приема монет 5-10 рублей или специальных жетонов эквивалентной стоимости. На жетоне может быть сделана надпись «Помогаю строить метро в Санкт-Петербурге» или «Любимому городу – новые станции метро».
Разумеется, необходимо информационное сопровождение нововведения. Особенно четкими должны быть указатели на новых станциях. Для тех, кто прошел первый ряд турникетов, но не имеет жетона или карточки для прохода по обычному тарифу, необходимо предусмотреть кассу. Было бы любопытно иметь информационное табло на станции, показывающее кол-во пассажиров, воспользовавшихся новой станцией с момента её открытия. После того, как возраст станции превысил 3-5 лет, первый ряд турникетов (для приема жетонов «на развитие метро») демонтируется и переносится на новую станцию.
Примеры пассажиров метро.
Пример 1 . Пассажир А живет в районе «Автово» и ездит на работу у «Петроградской» уже 30 лет. Каждый раз, когда возрастала стоимость проезда в метро, ему объясняли, что это для строительства новых станций. За 30 лет действительно построили несколько новых станций, но на станцию «Улица Дыбенко» он ездил только один раз, а другие станции он видел, в лучшем случае, только на фото в газете. Полагаю, что несправедливо брать
с пассажира А плату на строительство станций, которыми он не пользуется.
Пример 2. Пассажир Б живет на улице Турку и работает у станции «Василеостровская». Сейчас он платит 26 рублей за маршрутку до станции метро «Электросила» и 26 рублей на обратном пути. Открытие станции метро «Международная» резко сократит его транспортные расходы и время поездки, однако, за значительное повышение качества транспортной услуги он заплатит столько же, сколько пассажир А. С другой стороны, снижение его расходов и при временном введении «жетона на развитие метро» будет заметным: 26х2-10=42 рубля.
Пример 3. Пассажир В менял с доплатой квартиру на квартиру в доме на Пулковской улице у метро Звездная. Одним из побудительных мотивов была близость дома с его новой квартирой к станции метро. Таким образом,
Пассажир В заплатил за близость к метро более высокой стоимостью квартиры. Несправедливо брать с него плату на строительство новых станций метро в других спальных районах.
Вывод:
Справедливо, что за повышение качества услуги нужно платить (пассажир Б). Несправедливо платить больше за услугу того же качества или ухудшение качества услуги (пассажир А). Несправедливо платить за повышение качества услуги дважды (пассажир В).
Считаю, что введение дополнительной платы за проезд от «новых» станций метро справедливо, легко реализуемо технически, убирает причину необоснованного повышения стоимости проезда для всех пассажиров метро и, главное, способствует открытию новых долгожданных станций метрополитена в удаленных от центра районах города.
http://www.rtr.spb.ru/People_line/viewm ... FID=123811
Андрей Медведев 02.11.2009 12:00:11
Проезд от новых станций метро должен стоить дороже
– часть вторая, более простая для понимания
Комментарии, пришедшие в ответ на публикацию моего предложения, убедили меня в необходимости более простого изложения (только Пешеход признался: «Если честно, то ничего не понял», другие же продемонстрировали это содержанием своих комментариев). Как известно, простое изложение приводит к потере части смысла, потому заинтересовавшихся отсылаю к первой части обсуждения.
Итак, изложение тезисами.
1.Наземный общественный транспорт работает плохо и не является альтернативой метро при поездках за пределы одного района города.
2.Из п 1. следует, что открытие новых станций метро не приведет к росту пассажиров (на метро и так поедут).
3.П. 2 означает, что нет материальных стимулов для открытия новых станций – выручка метрополитена не увеличивается.
4.Открытие новых станций сокращает прибыль наземного ОТ, это означает, что есть материальный стимул для затягивания сроков открытия новых станций (это мы уже наблюдаем в переносе сроков открытия Международной).
5.Тариф на проезд в Петербургском метро высокий. Тем не менее, известно, что метро субсидируется. Не разбирая причин этого, я предлагаю ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЬ составляющие тарифа с целью повышения его справедливости и появления материального стимула для развития метро.
6.Предложение состоит в следующем: выделить из текущего тарифа инвестиционную составляющую и убрать её полностью или частично из тарифа для старых станций. Сокращение выручки компенсировать вводом дополнительного жетона «на развитие метро» при входе в метро через новые станции. Таким образом, проезд от новых станций должен стоить дороже.
7.Жетон вводится временно (на 3-5 лет с момента открытия станции). Стоимость жетона не более 50% от общего тарифа. Желательно наличие информационного табло на станции, показывающее кол-во пассажиров, воспользовавшихся новой станцией с момента её открытия.
8.Для чего это (пп. 6-7) нужно:
1) для появления материального стимула открытия новых станций (чем больше новых станций, тем больше прирост выручки),
2) для снижения (прекращения роста) общего тарифа за счет удаления инвестиционной составляющей,
3) для повышения эффективности расходования выручки метро на развитие: оплата по факту всегда эффективнее предоплаты,
4) для повышения справедливости по отношению к пассажирам «старых» станций (новые станции в спальных районах, прежде всего, нужны жителям этих районов).
Если, прочитав моё предложение, Вы подумали, что я предлагаю повысить стоимость проезда, то Вам следует прочитать еще раз.
Прошу высказывать своё мнение (согласие, возражения, дополнения) по пунктам.
http://www.rtr.spb.ru/People_line/viewm ... FID=124289
Андрей Медведев 05.11.2009 13:28:46
Проезд от новых станций метро должен стоить дороже
- часть третья, завершающая, с цифрами
В связи с появившейся в СМИ информацией о возможном повышении стоимости проезда в Петербургском метрополитене с 20 до 22 рублей, предлагаю:
1) законодательно зафиксировать текущий тариф в размере 20 рублей, по меньшей мере, на ближайшие годы,
2) вместо удовлетворения просьбы о повышении тарифа рекомендовать метрополитену добиваться увеличения выручки путем дополнительного сбора 10 рублей с пассажира, входящего через НОВУЮ станцию.
2.1 Под новой станцией понимается станция метро, с момента открытия (в 2010 и последующие годы) которой прошло не более 5 лет.
2.2. Для сохранения существующей системы оплаты проезда (жетоны, карточки, льготы) дополнительный сбор взимать с использованием специального жетона и дополнительного ряда временных турникетов.
2.3. В целях общественного контроля установить на новых станциях метро информационные табло, показывающие кол-во пассажиров, воспользовавшихся станцией с момента её открытия.
2.4. С 2013 года размер федеральных и городских субсидий на строительство метро сделать пропорциональными величине полученных дополнительных сборов (благодарю за это дополнение Дмитрия 03.11.2009 12:04:17).
Таким образом, есть два варианта:
Вариант 1. Постоянно растущий тариф монополиста: 2010 год – 22 рубля, 2011 год – 25 рублей, 2012 год – 30 рублей и т.д. Ввод новых станций будет откладываться под любыми предлогами, т.к. их открытие ведет только к увеличению эксплуатационных издержек, привлекая минимальное число новых пассажиров. Прирост выручки метро зависит от размера очередной «новогодней» добавки к тарифу.
Вариант 2. Фиксированная стоимость общего тарифа в размере 20 рублей, стоимость проезда от НОВЫХ станций – 30 рублей. Руководство метрополитена заинтересовано в открытии новых станций, т.к. прирост выручки и государственное финансирование зависят от количества новых станций и сроков их открытия.
http://www.rtr.spb.ru/People_line/viewm ... FID=124585