Легенда петербургского транспорта - Владимир Гарюгин собрался на заслуженный отдых. Все ждали, что это произойдет сегодня, 3 августа. Перед своим уходом начальник подземной железной дороги города отправился в отпуск.
По некоторой информации он не уйдет далеко. Ему предложено стать советником Губернатора. Но это скорее просто почетная должность.
Впрочем, ухода Гарюгина ждали каждый год. Но каждый год он оставался в своем кресле. Его коллега Феликс Кармазинов тоже сидел во главе ГУП "Водоканал Санкт-Петербкрга" до последнего.
Наш канал уже писал о некоторых особенностях деловых взаимоотношений в метро. Да и не только канал. Например, Андрей Захаров (
https://fontanka.ru/2015/11/16/144/).
Именно эти деловые связи и некоторые заместители заставляли уже сильно больного Владимира Александровича держать руль.
Так старательно созданная система подрядчиков может быть просто разрушена новым начальником и тогда многомиллиардные контракты потекут к случайным людям. Допустить такого не мог прежде всего Аркадий Фурса и целый ряд других руководителей. Четко отлаженный механизм распределения работ между своими обеспечил очень комфортную жизнь "генералам" подземки.
Работ в метро очень много, но чтобы вас допустили к ним надо иметь квалификацию, опыт и много чего ещё, а главное дружбу или родство с теми, кто принимает решение. А ещё ремонт подземных пространств (и не только подземных) выгоден тем, что любая проверяющая структура не сможет легко проверить качество и объём работ. Ведь на это тоже нужен допуск.
В метро коррумпировано абсолютно всё. Поставка материалов возможна только от определенного пула поставщиков. Чтобы поставить запчасти для подвижного состава тоже нужно быть членом определенного закрытого клуба. Размешать рекламу, убирать станции могут только свои.
Расходы метро в год - это пятьдесят миллиардов рублей. Далеко не каждый райцентр России может похвастаться таким бюджетом. Да что райцентр - бюджеты столиц субъектов меньше этого размера. Но если в городе все на поверхности, то в подземке всё идеально. Даже если случится ЧП о нём могут и не узнать. Все сотрудники настолько запуганы, что очень неохотно делятся новостями. Например, что из-за некачественных запчастей или плохой сборки ломается подвижной состав. Что целый ряд работ можно было бы не выполнять. Но как тогда освоить такой громадный бюджет?
Вряд ли что-то сильно изменится с уходом Гарюгина. Вот уже 15 лет в ожидании кресла начальника томится главный инженер и его заместитель - Евгений Козин. Он вряд ли предаст старых компаньонов и выгонит кого-то из этого закрытого клуба.
Впрочем, даже уходя из метро можно сохранить бизнес. Как это было с Георгием Ивановым - бывшим начальником отдела рекламы ГУП. Теперь он владеет сразу несколькими компаниями, которые эксклюзивно размещают рекламу под землёй по итогам тайного конкурса.
В Москве подобная империя рухнула с уходом начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева. В отношении него было заведено уголовное дело. В конце-концов он скончался, так и не получив уголовного приследования. Но зато была нарушена выстроенная им система. Начальниками московского метрополитена назначались бывшие начальники железных дорог и служб РЖД не из метро.
Наш метрополитен спасёт только аналогичная замена на человека не из Петербургского метрополитена.
А пока, под занавес пребывания у руля Владимира Гарюгина, Петербургский метрополитен взял большой кредит для покрытия коронавирусных расходов на фоне падения доходов. При этом он не получил на кредит добро от Комитета финансов, как того требует порядок, а просто объявил и провел втихоря конкурс. Рассказывать о связи Владимира Гарюгина с банковской сферой тоже глупо. С большим трудом его удалось уговорить выйти из состава некоторых органов "Банка Санкт-Петербург". А когда-то только банкоматы именно этого банка стояли на станциях Петербургского метро. И имущественный блок - это ещё одно щупальце подземного спрута. Сдача в аренду даже места под кабельную прокладку - это целая история. Но пусть в них разбираются компетентные органы. А мы будем ждать официально подтверждённого факта ухода Владимира Гарюгина.