Выхода нет (МК в Питере)

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
tonyspb
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 18 дек 2008, 10:55

Выхода нет (МК в Питере)

Сообщение tonyspb »

http://mk-piter.ru/2008/12/17/010/

17/12/2008

Скоро в Петербурге откроются еще три станции метро. А сколько их не открылось? Если бы все намеченные двести, сто или хотя бы пятьдесят лет назад схемы были реализованы, то мы сейчас бы на метро уже в Финляндию катались! Подземку не раз достраивали, перестраивали и систематически недостраивали. Планы менялись из-за войн, политики, природы. Так каким же могло быть петербургское метро?


Следующая остановка — Дворцовая площадь

Еще почти два века назад Петербург претендовал на звание первого в мире города с подземным транспортом — в 1820 году теперь уже всеми забытый инженер Торгованов предлагал построить тоннель под Невой. Постоянных мостов между центром города и Васильевским островом тогда не было, и во время ледоходов перебраться из одной части столицы в другую было довольно проблематично. Торгованов хотел прорыть тоннель от Адмиралтейской площади (как раз рядом с тем местом, где и в наши дни никак не могут построить вестибюль станции «Адмиралтейская») на Васильевский остров. Обращался к генерал-губернатору Милорадовичу, до императора со своим проектом дошел. Александр I посмеялся и начертал на проекте резолюцию: «Выдать Торгованову из Кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». А 43 года спустя открылось лондонское метро.

Один из участников строительства британской подземки Марк Брюннель обращался и в российский кабинет министров, но его предложения тоже проигнорировали. А Александр III отверг идею инженера Ганнемана. Тот предлагал сэкономить казенные деньги и вместо Троицкого моста построить тоннель с Троицкой площади на Марсово поле (выход был бы примерно там же, где сейчас стоит метрополитеновская вентиляционная будка). Он даже придумал движущиеся тротуары — практически современные эскалаторы. И все это стоило бы дешевле моста.

В 1889 году петербургские железнодорожники озадачились проблемой связи право- и левобережных вокзалов. Была задумка соединить Финляндский и Балтийский вокзалы подземной железной дорогой. Вслед за официальным предложением посыпались десятки — от простых инженеров и конструкторов. Одни предлагали пускать поезда под Невским проспектом, другие — над ним, третьи — по руслам осушенных рек и каналов в центре города. Дополнительные «вокзалы» намеревались размещать кто у Казанского собора, а кто и прямо на Дворцовой площади. Но идея связи вокзалов реализовалась лишь спустя 60 лет, когда практически по тому же маршруту, что предлагали железнодорожники, прошла первая ветка ленинградского метро.

Помешала революция

Но все это были лишь мечты отдельных энтузиастов. Поддержки ни в народе, ни у властей они не имели. До реальной работы дело дошло только в 1914 году. 5 февраля Городская Дума поручила Управлению городских железных дорог (то есть тем, кто занимался трамваями) обдумать возможности строительства метро в столице. В течение двух лет специалисты изучали существовавшие в те годы пассажиропотоки, загруженность трамвайных линий, производили топографические съемки улиц. В итоге были составлены сразу две схемы метрополитена.

По первому — укороченному варианту — метро начиналось на юге города, возле парка «Екатерингоф». Первая станция планировалась на берегу речки Таракановки, а вторая — как раз на месте существующей «Нарвской», затем метро шло к Балтийскому вокзалу, потом вдоль Обводного канала в район современного ТЮЗа, так что станция была бы в конце нынешней улицы Правды. До этого места поезда бы шли как трамваи, то есть по поверхности, а затем спускались бы под землю. Далее маршрут пролегал к Невскому проспекту, оттуда на стрелку Васильевского острова, на Петроградскую сторону — западнее действующей линии (со станциями в начале Введенской улицы, в середине Большого проспекта и у Левашовского проспекта — там, где сейчас стадион «Метрострой»). Вестибюль планировался в центре Каменного острова, а вместо «Черной речки» предполагались две станции — на Приморском проспекте и возле Белоостровской улицы. Заканчивалась ветка в районе Ланской улицы.

Во втором варианте было две ветки. Одна также проходила с юго-запада на северо-восток, вторая — от Московского вокзала на Васильевский остров (на самом острове были обозначены четыре станции).

До разработки конкретных проектов станций дело так и не дошло. Военная цензура позволила опубликовать доклад комиссии специалистов 17 января 1917 года.

А спустя месяц началась Февральская революция, потом — Великая Октябрьская.

Ленин на Ленине

Когда до идеи подземного сообщения добрались советские конструкторы, столицей уже была Москва. Поэтому и метро там в итоге появилось раньше. До Ленинграда руки дошли только к концу 1930-х. Разработали схему. Хотели сделать три линии, 27 станций. Однако все планы сорвала война. Копать начали в январе 1941 года, но за время блокады одни шахты разбомбили, другие вынуждены были затопить. Все пришлось начинать заново лишь в 1947 году. А в 1955-м состоялось торжественное открытие первых 8 станций — от «Автово» до «Площади Восстания».

Одной из тех первых станций — «Владимирской» — могло и не быть вообще или была бы «Площадь Нахимсона» (так в советские годы называлась Владимирская площадь в честь участника революционного движения) — станцию меж двух вокзалов решили строить не сразу. А потом еще и сэкономили на отделке. А в 1991-м открылся переход на «Достоевскую». Он мог бы быть прямым, но из-за того, что на поверхности при его возведении начались просадки, пришлось срочно менять проект и делать коридоры изогнутыми, обходя опасные участки.

Вскоре после открытия метрополитена появились еще две станции — «Чернышевская» и «Площадь Ленина». По поводу последней в городе сложилась шутка — есть в Ленинграде памятник Ленину на площади Ленина у станции «Площадь Ленина» Ленинградского Ордена Ленина метрополитена имени Ленина.

Станция-призра

Довоенный план в 50-е годы все благополучно забыли. В 1956-м появился новый. Синей ветки тогда еще не было. Пунктиром ее рисовали от «Парка победы» до Невского проспекта. А вот Петроградку с центром связывала вовсе не она, а продолжение первой линии. От «Площади Восстания» хотели строить к Финляндскому вокзалу (как в итоге и сделали), а дальше на площадь Льва Толстого — то есть туда, где сейчас находится станция «Петроградская».

По тому же проекту на Васильевском острове станции была бы не на Среднем проспекте, а на Большом. Там бы начиналась третья ветка, с подземными платформами на Театральной и Исаакиевской площадях, улице Желябова (Большой Конюшенной), Садовой, Литейном и Красной площади (площади Александра Невского).

К концу 50-х метростроевцы так размечтались, что собирались за тридцать лет построить подземку, какой у нас и до сих пор нет. Скорректировали уже имеющиеся планы, и кружочки будущих станций (78 штук) появились на карте по всему городу. По краям Питера пять диаметральных линий соединяла окружная трасса. Пунктиры убегали на «Взморье» — на краю Васильевского острова, к стадиону имени Кирова, в Шушары, в совхоз «Ручьи». Однако сейчас мы имеем лишь 60 станций, а в том самом отчетном 1980-м их насчитывалось меньше сорока.

Пожалуй, самый удивительный результат постоянного изменения планов — станция метро «Дачное». Это единственная в нашем городе построенная, но потом закрытая платформа. Ее ввели в действие 1 июня 1966 года. Станция располагалась за «Автово», на подъезде к одноименному депо, вестибюль выходил на Трамвайный проспект. «Дачное» было наземной станцией — как «Купчино». Она обслуживала новый микрорайон Дачное. Но затем город начал «неожиданно» развиваться в другую сторону — на юго-запад. Пришлось пересмотреть схему и продлить первую ветку к проспекту Ветеранов.

Последний поезд с «Дачного» ушел 5 октября 1977 года. Рельсы и вестибюль разобрали. Осталась только платформа. На ней надстроили стены. Теперь там МРЭО-5. Но на заднем дворе постройки, если приглядеться, еще можно представить себе, как тридцать лет назад тут ходили поезда, а на платформе толпились торопящиеся ленинградцы.

Елена Михина

МК-Прогноз

Свет в конце тоннеля

Сегодняшние планы ничем не отличаются от прошлых по своей утопичности. Так, согласно генеральному плану, утвержденному в этом году, за 12 ближайших лет, то есть к 2020 году, в Петербурге должны появиться еще 5 полноценных линий метро — 41 новая станция. Значит, придется вводить по 3–4 станции в год — что и в лучшие-то времена достигалось с трудом.
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»