Любите ли вы трамвай так, как люблю его я?? (рассказ)
Добавлено: 03 фев 2005, 23:27
Я уже и сам толком не знаю почему так получилось... Вероятно, просто меня угораздило родиться в трамвайной столице... С самого детства меня окружали эти забавные звенящие вагончики, которые шустро бегали по улицам распугивая звоном зазевавшихся пешеходов... Конечно я не застал того Ленинграда, в котором еще не было метро, а был только трамвай. Мне не довелось кататься в этом замечательном образчике общественного транспорта по Невскому проспекту, но такова судьба.
Я не застал всего великолепия вагонов, некогда произведенных в моем прекрасном городе. Именно поэтому я так люблю рассматривать старые фотографии на которые случайно попали элементы вагонов или они целиком. любая книга о городе вызывает у меня интерес. Одной из причин является именно возможность увидеть вагоны в реальной обстановке.
Я не могу похвастаться великолепным знанием всех модификаций, которые были произведены на Ленинградском трамвайно-механическом заводе... Я не относился к этому уж так серьезно... Я лишь помню, что каждый парк по-моему в конце 80-х получил собственный цвет. А еще из вагонов стали пропадать кассовые аппараты. Этакие забавные штуковины в которые надо было кидать монетки, а потом отматывать требуемое количество билетов. Я очень любил стоять рядом с кассой и смотреть, как монетки исчезали в чреве синего ящика, когда очередной пассажир отматывал себе билетик, передвигая ленту транспортера под прозрачным колпаком ))) Эти аппараты пропали не мгновенно.. Довольно продолжительный отрезок времени на вагонах появлялись красные надписи "Бескассовое обслуживание" выполненные на белом овале... Это означало, что в такой вагон надо садиться только имея в кармане книжечку из абонементных талонов.. Талоны продавал и водитель. Разные водители придумывали много приспособлений, чтобы разместить талоны и собираемые за них деньги ))) Чего только не выдумывал пытливый русский ум....
В 1995 году трамваю в моем городе стукнуло 90 лет. Тогда еще была самая первая стационарная линия трамвая,, которая проходила по Адмиралтейскому проспекту. Так как моя школа находилась рядом, я отчетливо помню вагоны на фоне Зимнего дворца и на Стрелке Васильевского острова. Если сейчас спросить прохожих а знают ли они, где проходил первый трамвай в нашем городе и верите ли вы, что его можно было увидеть с Дворцовой площади, то многие наверное покрутят пальцем у виска.
Так вот именно в этот осенний день я впервые прикоснулся к истории. История предстала передо мной в образе десятка музейных вагонов, заботливо восстановленных энтузиастами. Я впервые смог прокатиться в вагоне, где вместо резиновых ковриков на полу лежали деревянные решетки. Это было непередаваемое ощущение. Прокатится сидя на лакированной скамье по Центру города было великолепно. Я смотрел сквозь капли дождя на стекле, а мимо проносились не просто дома. Мимо проходили эпохи. Пересев на остановке из вагона послевоенной постройки можно было оказаться в вагоне 50-60 годов... И мой взор уже падал не на пустыри, которые остались вечными памятниками разрушенным домам, а восстановленные и просто заново отстроенные, возможно несколько аляповатые строения... Парад трамваев кончился, а вместе с ним закатилась эпоха трамвайного движения в Центре и не только в нем... Еще несколько лет бедняга сопротивлялся и отчаянно отбивался "колбасой" от всевозможных комитетов и глупых чиновников, на которых возложена миссия безопасности движения на наших дорогах... Это его не спасло... Они начал вымирать, а вместе с ним стали затираться покрышками и его следы на асфальте... нет.. их не демонтировали.. их просто "затоптали"...
Город изменился. Ничего не осталось от Центра. От моего Центра... Сегодня на глаза мне попалась фотография сделанная с воздуха. На ней виден Ленинградский Дворец Пионеров и Школьников им. Жданова. Если мне удастся найти фотографию с того же ракурса, но современную, то я обязательно выложу их в здесь. Это день и ночь... Кто украл МОЙ город??
Я очень часто говорю, что люблю свой город и ни на что его не променяю... В последнее время мне кажется, что смогу променять обезображенный пешеходными зонами город на что-то другое... Родину предавать нельзя, но... что здесь от нее осталось?? Разрушенная башня ПВО на доме 1 по Владимирскому проспекту?? Повсюду бессмысленные глаза бутиков и непонятных моему ленинградскому сознанию забегаловок. Из этих "глаз" на меня смотрят "пустые мысли", лениво потягивающие кофе.. Зачем они тАм?? зАчЕм?? Они превращают прекрасный безумный город в больного шизофренией...
Возможно я несколько груб и кто-то из тех кто прочитает эту статью является завсегдатаем этих заведений, очень прошу не принимать это уж очень на свой счет. Даже в безумной голове водятся умные мысли ))
Ах да.. отвлекся.. я же писал про трамваи. Ну а что еще сказать... Нельзя сейчас испытать то неповторимое ощущение, когда трамвай 6-го парка по маршруту №34 несет тебя из самого Сердца города мимо прекрасный Замков и Садов в тихий Приморский парк победы. Даже рельсов не осталось там, где некогда проходил маршрут.. Печально все это.. радует лишь одно обстоятельство, что память украсть нельзя и передо мной отчетливо прокручивается картинка, как весь мой класс направляется на тридцать четверке "собирать гербарий"... У нас впереди большая жизнь.. мы не думаем о будущем... мы в третьем классе и на груди у каждого октябрятский значок....
Канул в небытие и еще один замечательный элемент трамваев. СОФИТЫ.... как было удобно по двум ярким огонькам в вечернее время определить маршрут трамвая... Цветографическая схема была составлена так, что цвета маршрутов не совпадали в одном месте города и завидев вдали нужное сочетание можно было ускорить шаг и успеть на поздний трамвай... Только отдельные машины теперь имеют такую замечательную вещь, но их все меньше и меньше...
Быть может через 10 лет люди одумаются и вернуть это замечательное существо?? Будет построен красивый, по-настоящему Ленинградский вагон, который будет поражать приезжих удобством и практичностью... В который может сесть каждый и как в старые добрые времена прокатиться по Невскому проспекту... А вагон будет весело распугивать зазевавшихся пешеходов Ленинградским звонком....
Я не застал всего великолепия вагонов, некогда произведенных в моем прекрасном городе. Именно поэтому я так люблю рассматривать старые фотографии на которые случайно попали элементы вагонов или они целиком. любая книга о городе вызывает у меня интерес. Одной из причин является именно возможность увидеть вагоны в реальной обстановке.
Я не могу похвастаться великолепным знанием всех модификаций, которые были произведены на Ленинградском трамвайно-механическом заводе... Я не относился к этому уж так серьезно... Я лишь помню, что каждый парк по-моему в конце 80-х получил собственный цвет. А еще из вагонов стали пропадать кассовые аппараты. Этакие забавные штуковины в которые надо было кидать монетки, а потом отматывать требуемое количество билетов. Я очень любил стоять рядом с кассой и смотреть, как монетки исчезали в чреве синего ящика, когда очередной пассажир отматывал себе билетик, передвигая ленту транспортера под прозрачным колпаком ))) Эти аппараты пропали не мгновенно.. Довольно продолжительный отрезок времени на вагонах появлялись красные надписи "Бескассовое обслуживание" выполненные на белом овале... Это означало, что в такой вагон надо садиться только имея в кармане книжечку из абонементных талонов.. Талоны продавал и водитель. Разные водители придумывали много приспособлений, чтобы разместить талоны и собираемые за них деньги ))) Чего только не выдумывал пытливый русский ум....
В 1995 году трамваю в моем городе стукнуло 90 лет. Тогда еще была самая первая стационарная линия трамвая,, которая проходила по Адмиралтейскому проспекту. Так как моя школа находилась рядом, я отчетливо помню вагоны на фоне Зимнего дворца и на Стрелке Васильевского острова. Если сейчас спросить прохожих а знают ли они, где проходил первый трамвай в нашем городе и верите ли вы, что его можно было увидеть с Дворцовой площади, то многие наверное покрутят пальцем у виска.
Так вот именно в этот осенний день я впервые прикоснулся к истории. История предстала передо мной в образе десятка музейных вагонов, заботливо восстановленных энтузиастами. Я впервые смог прокатиться в вагоне, где вместо резиновых ковриков на полу лежали деревянные решетки. Это было непередаваемое ощущение. Прокатится сидя на лакированной скамье по Центру города было великолепно. Я смотрел сквозь капли дождя на стекле, а мимо проносились не просто дома. Мимо проходили эпохи. Пересев на остановке из вагона послевоенной постройки можно было оказаться в вагоне 50-60 годов... И мой взор уже падал не на пустыри, которые остались вечными памятниками разрушенным домам, а восстановленные и просто заново отстроенные, возможно несколько аляповатые строения... Парад трамваев кончился, а вместе с ним закатилась эпоха трамвайного движения в Центре и не только в нем... Еще несколько лет бедняга сопротивлялся и отчаянно отбивался "колбасой" от всевозможных комитетов и глупых чиновников, на которых возложена миссия безопасности движения на наших дорогах... Это его не спасло... Они начал вымирать, а вместе с ним стали затираться покрышками и его следы на асфальте... нет.. их не демонтировали.. их просто "затоптали"...
Город изменился. Ничего не осталось от Центра. От моего Центра... Сегодня на глаза мне попалась фотография сделанная с воздуха. На ней виден Ленинградский Дворец Пионеров и Школьников им. Жданова. Если мне удастся найти фотографию с того же ракурса, но современную, то я обязательно выложу их в здесь. Это день и ночь... Кто украл МОЙ город??
Я очень часто говорю, что люблю свой город и ни на что его не променяю... В последнее время мне кажется, что смогу променять обезображенный пешеходными зонами город на что-то другое... Родину предавать нельзя, но... что здесь от нее осталось?? Разрушенная башня ПВО на доме 1 по Владимирскому проспекту?? Повсюду бессмысленные глаза бутиков и непонятных моему ленинградскому сознанию забегаловок. Из этих "глаз" на меня смотрят "пустые мысли", лениво потягивающие кофе.. Зачем они тАм?? зАчЕм?? Они превращают прекрасный безумный город в больного шизофренией...
Возможно я несколько груб и кто-то из тех кто прочитает эту статью является завсегдатаем этих заведений, очень прошу не принимать это уж очень на свой счет. Даже в безумной голове водятся умные мысли ))
Ах да.. отвлекся.. я же писал про трамваи. Ну а что еще сказать... Нельзя сейчас испытать то неповторимое ощущение, когда трамвай 6-го парка по маршруту №34 несет тебя из самого Сердца города мимо прекрасный Замков и Садов в тихий Приморский парк победы. Даже рельсов не осталось там, где некогда проходил маршрут.. Печально все это.. радует лишь одно обстоятельство, что память украсть нельзя и передо мной отчетливо прокручивается картинка, как весь мой класс направляется на тридцать четверке "собирать гербарий"... У нас впереди большая жизнь.. мы не думаем о будущем... мы в третьем классе и на груди у каждого октябрятский значок....
Канул в небытие и еще один замечательный элемент трамваев. СОФИТЫ.... как было удобно по двум ярким огонькам в вечернее время определить маршрут трамвая... Цветографическая схема была составлена так, что цвета маршрутов не совпадали в одном месте города и завидев вдали нужное сочетание можно было ускорить шаг и успеть на поздний трамвай... Только отдельные машины теперь имеют такую замечательную вещь, но их все меньше и меньше...
Быть может через 10 лет люди одумаются и вернуть это замечательное существо?? Будет построен красивый, по-настоящему Ленинградский вагон, который будет поражать приезжих удобством и практичностью... В который может сесть каждый и как в старые добрые времена прокатиться по Невскому проспекту... А вагон будет весело распугивать зазевавшихся пешеходов Ленинградским звонком....