Страница 1 из 2

Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 19 июл 2012, 19:45
Till
Для начала, прошу прощения за дурацкое название темы, что-то не удалось родить ничего более подходящего. Если кто-то предложит более приемлемое - с великим удовольствием переименую.
Суть дела в следующем:
Во многих графиках разводки мостов нашего города мы обнаружим, кроме привычных мостов на Малой и Большой Неве, также мосты на Б.Невке - Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский. Но разводятся ли они де-факто? Как я понимаю, сейчас - нет. А как обстояло дело раньше?
Помню графики развода мостов (не припоминаю, какой именно давности), где меня поражало, что упомянутые мосты имеют чёткий график разводки, а Елагины мосты "разводятся по специальному заказу". Как-то это не вязалось одно с другим.
Нынешний Третий Елагин мост был построен без всякого намёка на разводную сущность, тем самым перекрыв даже теоретическую возможность навигации по Б.Невке. Затем точно так же реконструкция Лазаревского моста "перекрыла" и Малую Невку. Также, недавно проезжая на велосипеде через Каменноостровский и Ушаковский мосты, я обратил внимание, что троллейбусные провода на них уложены "сплошняком", т.е. без всякой возможности функционирования разводных пролётов в обычном режиме.
Круг вопросов:
-Какого рода вообще навигация была (исторически) по Б. и М. Невкам (и, возможно, другим северным протокам Невской дельты)? До каких пор сохранялась её актуальность? (Как я понимаю, последний по времени сооружения из мостов этих протоков, имеющий разводной пролёт, был Кантемировский, в 1982-м, ежели не ошибаюсь).
-Насколько регулярно разводились сии мосты? Есть ли, скажем, фотографии этих мостов в разведённом виде?
-На сегодня реконструкции с утерей разводного пролёта подверглись мосты 3-й Елагин, Лазаревский и Большой Петровский. С чем связано решение сооружать их неразводными? Предусматривались ли какие-то иные варианты реконструкции, с сохранением разводного пролёта?
-Что касается мостов, которые пока что не подверглись реконструкции (Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский, Ушаковский, Каменноостровский, Большой Крестовский, 1-й и 2-й Елагины) - функционирует ли на них разводной механизм, хотя бы теоретически? Есть ли какие-либо сведения о будущем этих мостов с точки зрения их разводной сущности?
-На каких ещё реках сохранялись разводные мосты в обозримом прошлом? Недавно с удивлением обнаружил в справочнике 1963 года график развода мостов на Екатерингофке. Насколько долго сохранялись там разводные мосты? Имелись ли они на других реках?

Re: Исчезающие разводные мосты (на Невках и проч.)

Добавлено: 19 июл 2012, 20:52
бочка
Я нашел вот такую статью.
Не знаю, есть ли смысл цитировать здесь.

P.S. У меня на Мойке есть Храповицкий мост, судя по виду, тоже был разводным, хоть и маленький.
Вроде бы это сделали для когда-то проводившихся испытаний судов (верфь рядом была), хотя могу ошибаться.
Разводной механизм, судя по всему, был снят еще до войны.

P.P.S. А тему (имхо) стоит переименовать во что-то типа "Малоизвестные разводные мосты".

Re: Исчезающие разводные мосты (на Невках и проч.)

Добавлено: 19 июл 2012, 21:48
LAV
Мне тоже интересен этот вопрос...
По поводу Ушаковского и Каменноостровского мостов знаю только то, что небольшие павильоны, которые находятся рядом, связаны с функционированием их разводных механизмов.
Правда, павильон Ушаковского моста после пожара был переделан в часовню при храме Рождества Иоанна Предтечи. У Каменностровского же моста павильон сохранился. Года три-четыре назад проходя мимо видел, что в нем либо горел свет, либо были какие-то рабочие.
Кроме того, на одном из мостов видел открытые люки, ведущие внутрь устоев (правда в это время проводились работы то ли по покраске, то ли по чистке).
Касательно Сампсониевского, Гренадерского и Кантемировского мостов еще можно предположить, что когда-то была необходимость подвозить/увозить от промышленных предприятий на Выборгской наб., хотя следов причалов и т.п., действительно, сейчас нет. (Правда, есть какой-то подъезд к реке вот тут с некими желобами: http://maps.yandex.ru/?ll=30.307939%2C5 ... 5509660775).
Что же касается мостов ниже по течению - совсем непонятно, для чего они предусмотрены разводными.

Re: Исчезающие разводные мосты (на Невках и проч.)

Добавлено: 19 июл 2012, 21:55
Till
бочка, отличная статья! Кирилл Бахметьев по обыкновению на высоте. И, собственно, ставит те же вопросы, что и я, только сообщает больше подробностей и заходит несколько дальше в своих выводах.

Нашёл несколько старых фотографий вот здесь:
Сампсониевский мост
Сампсониевский мост

3-й Елагин мост
3-й Елагин мост

он же
он же

Большой Петровский мост
Большой Петровский мост

Большой Крестовский мост
Большой Крестовский мост


К сожалению, о датировке фотографий трудно сказать что-либо определённое. Разместивший фотографии утверждает, что фото Б.Крестовского сделано в начале 80-х.

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 19 июл 2012, 22:03
kot
Вот такую фоту нарыл:

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 19 июл 2012, 22:06
Till
Это на территории у Константиновского дворца, что ли? Красиво.
Надо полагать, фотография современная?

На дружественном ресурсе есть аналогичная тема. Но и там всё ограничивается только постановкой вопроса и несколькими фотографиями (впрочем, стоящими).

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 20 июл 2012, 03:34
Константин Филиппов
Till писал(а):проезжая на велосипеде через Каменноостровский и Ушаковский мосты, я обратил внимание, что троллейбусные провода на них уложены "сплошняком", т.е. без всякой возможности функционирования разводных пролётов в обычном режиме.

Данное явление подчас является сюрпризом даже для мостовиков.

В Петербурге не смогли развести Кантемировский мост: створы заварили, а сам мост заасфальтировали

Неудачей завершилась тестовая разводка Кантемировского моста в Петербурге в ночь на пятницу: выяснилось, что разводные створы приварены друг к другу, а асфальт на мосту лежит слишком толстым слоем.

Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры, специалисты определили, что створы заварены еще зимой.

«Затем, когда эту неполадку устранили, выяснилось, что мост не может быть разведен и из-за слишком толстого слоя асфальта. Он на несколько миллиметров превысил нормы, но в этом нет ничего страшного, это можно исправить», – сказал собеседник агентства.

В пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры посчитали необходимым отметить, что Кантемировский мост в навигационный период разводится гораздо реже остальных мостов, и это происходит только по специальным заявкам. Поэтому в эксплуатационную готовность мост должен быть приведен позже остальных – к 15 апреля. «Интерфакс»

http://www.gazeta.ru/social/news/2012/0 ... 2346.shtml — 13 апреля 2012 года

После того как устранили проблему, указанную в заметке опять попытались развести, но опять не смогли из-за троллейбусных проводов.

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 20 июл 2012, 06:17
LAV
Разводка небольших мостов никак не могла/не может быть связана с деятельностью яхт-клубов?

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 20 июл 2012, 12:09
слон
Till писал(а):На дружественном ресурсе есть аналогичная тема. Но и там всё ограничивается только постановкой вопроса и несколькими фотографиями (впрочем, стоящими).


Ну, по-правде говоря там всё-таки даётся ответ. Формулирую его кратко - для проводки объектов технического флота. Наиболее вероятный случай, увы, ЧП. Скажем затонет некий прогулочный корабль, его нужно будет поднять, здесь и понадобится например плавкран.

Возможно и не такой здоровый (как на этой фотке Сампсониевского моста):
a95a38c26a0fbb67ab67120aa63852f2[1].jpg

но тем не менее...

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 20 июл 2012, 13:37
Till
Предположим. Ну, а если, не дай бог, ЧП произойдёт ниже Ушаковского или Каменноостровского моста? К этим участкам русел Большой, Малой и Средней Невок нынче не подойдёшь никаким боком. Восстановить "разводимость" Ушаковского и Каменноостровского мостов теоретически, видимо, вполне возможно. Но едва ли этот процесс будет лёгким и быстрым ("разрезать" рельсы и провода, разумеется, не так уж сложно, но вряд ли разводные механизмы этих мостов исправны. Возможно, они вообще демонтированы). На какой срок может растянуться этот процесс в случае ЧП? Думается, на немалый. Ещё хуже ситуация в нижнем течении Малой Невки. Попасть на участок между Лазаревским и Большим Петровским мостом невозможно даже теоретически.
Можно, конечно, списать это на традиционную отечественную беду, когда одна рука не знает, что творит другая. Но тогда возникает вопрос, почему так последовательно и настойчиво поддерживается работоспособность Сампсониевского, Гренадерского и Кантемировского моста?
Интересен и такой вопрос: неужели "разводимость" этих мостов долгие годы поддерживалась и поддерживается только в ожидании столь редких проводок? Тем более это непонятно в свете того, что некогда эти мосты имели чёткое расписание разводок. Или же расписание всегда было "формальным"?

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 20 июл 2012, 17:02
Till
Вот есть ещё статья из "Смены". Странная статья. Как разводные упомянуты и Лазаревский, и Большой Петровский мосты. Опять журналист что-нибудь напутал?
Фоторепортаж их ЖЖ Трамхантера о "прощальной" разводке Лазаревского моста: http://tram-hunter.livejournal.com/11800.html
А вот репортаж 2007 года о разводке 2-го Елагина моста. И даже приведены кое-какие подробности том, кто же всё-таки плавает под разведёнными мостами северной части дельты Невы.
И ещё одна статья, о постройке нового Лазаревского моста. Имеется анализ тенденции замены разводных мостов неразводными и рассуждения о причине такой тенденции:
- Не только Лазаревский мост станет непроходным для всех судов, кроме небольших катеров и лодок, - рассказывает Владимир Зайцев. - 1-й Елагин мост после реконструкции тоже стал неразводным. 3-й Елагин тоже делается неразводным. Конечно, крупные суда здесь ходят редко, но потребность такая была - один-два раза в году мы разводили и Елагин мост N 2, Лазаревский, Большой Петровский и Елагин N 3, пропуская суда Ленводхоза и другие технические. Теперь «Волго-Балт» принял решение, что Малая Невка, Большая Невка и Средняя Невка в судоходном отношении не перспективны. Хотя район самим богом предназначен для яхт и отдыха на воде, тем более что в этой части расположено несколько яхт-клубов. Но у нас как-то мало думают о развитии яхтенного спорта


А была ещё такая история:
Большой Петровский мост через Малую Невку решили делать неразводным. Это будет уже вторая неразводная переправа через эту реку (после Лазаревского моста).
Проблему с новым переходом обсуждали сегодня на совещании, посвященном строительству стадиона на Крестовском острове.
«Мы не будем строить разводной мост и не позволим никому развлекаться за чужой счет. Если они хотят («Волгобалт». — Прим. ред.), то они должны участвовать в финансировании. Но я думаю, что мы найдем согласование, особенно с аргументацией того, что в этом месте необходимости строительства разводного моста нет», — цитирует слова губернатора Валентины Матвиенко «Фонтанка.ру».
отсюда

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 25 июл 2012, 23:32
Evgeny-80
Про Екатерингофку:
Скорее всего речь идет о Екатерингофском мосту, соединяющим Гапсальскую улицу и Рижский проспект.
Когда проходил по нему обратил внимание на сохранившееся здание где находилось помещение оператора. Окна сейчас закрыты железом.
Кроме того, основной пролет состоит из двух "крыльев", правда под пешеходными тротуарами уже прикреплены трубы с кабелями, проходящие по всей длине моста.
Разводка, надо думать, прекратилась со строительством Гутуевского моста (если верить вики в 1977-1979 гг) или после строительства железнодорожного моста в ПетроЛесПорт (годы постройки не нашел). После постройки одного из этих мостов Екатерингофка и перестала быть судоходной... если не считать маломерный флот Ленводхоза, резво снующей по реке :-)

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 26 июл 2012, 00:19
Чау-чау
Citywalls подсказывает, что Путиловская жд ветка (и морской канал) были построены в 1880-ые годы.

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 26 июл 2012, 00:52
Till
В справочнике 1963 года указана разводка как Екатерингофского, так и Гутуевского мостов, причём время разводки чрезвычайно странное:
Гутуевский 2.00-3.00 и 4.00-5.00
Екатерингофский: 3.20-4.00 и 5.00-5.30
Иными словами, такое время разводки чрезвычайно удобно для наземного перемещения, но крайне сомнительно для регулярной навигации.
Варианта, КМК, два: либо это был некий нерегулярный путь для альтернативы Морскому каналу (на участке последнего между Гутуевским и Канонерским островами). Но зачем? Либо это была "срезка" для прямого попадания в южные районы порта, без обхода Гутуевского острова с запада. Почему в таком случае она оказалась в конце концов закрыта - неясно.

Re: Мосты, которые перестали разводиться

Добавлено: 29 июл 2012, 15:48
ломоносов
был на днях в Кировске и вдруг возник вопрос: А как часто разводится Ладожский мост?