Страница 1 из 3

Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 16 дек 2011, 19:28
Ivan_Ozerki
Мысли всплыли в ходе обсуждения данной темы.

Известно, что в советское время были планы переноса трамвайных путей с проезжей части под землю. Сделать это планировалось, как минимум, на двух улицах: Садовой и Политехнической.
В принципе, идея хорошая в плане того, что автотранспорт и трамваи перестают обоюдно мешать друг другу, повышается безопасность движения. Вопрос в другом: если планировалось сооружение, по сути, метро мелкого заложения, то каким образом его предполагалось строить в ленинградских грунтах? Особенно учитывая то, что уже тогда существовал метрополитен (проекты относятся к 70-м годам), строительство которого ясно давало понять: геологические условия, особенно в центре, мелкого заложения не допускают.
Второй вопрос. Выходы с остановок, ясное дело, предполагалось делать в сооружаемые по случаю подземные переходы. Ширина тротуаров на Садовой к этому явно не располагает. Как предполагалось решать эту проблему?
Ну и третий, самый незначительный. Кагбэ, трамвай формировал эстетический облик ленинградских улиц, что было признано на официальном уровне. Я еще понимаю - Политехническая, но Садовую делать бездуховной?

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 16 дек 2011, 20:34
в40
Пожалуй, это вопрос в воздух.
Это были просто мечты. До реальных проектов дело не доходило.
Насчёт эстетического облика улиц вопрос спорный. Когда строился город, трамваев ещё не существовало... А вереница вставших в одну нитку вагонов в случае какого-то сбоя вряд ли добавляла городу привлекательности.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 16 дек 2011, 21:25
учитель
Получается что Садовая уже несколько лет как бездуховная, и еще много улиц в центре стали бездуховными.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 17 дек 2011, 15:42
Almak
Ivan_Ozerki писал(а):геологические условия, особенно в центре, мелкого заложения не допускают.

Геологические условия не позволяли строить метро на глубине 20-30 метров. А при строительстве открытым способом были бы, конечно, проблемы, но не слишком большие. Построены же в центре подземные переходы. Это было бы тоже самое, только слегка глубже и гораздо протяжённей.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 17 дек 2011, 16:10
MihVan
Пусть лучше метро строят мелкого заложения, хотя бы там где это возможно ( Лиговская терраса например). Ведь тот же Волгоградский метротрам строился под возможность переделки в метро, а не как подземные переходы, теплотрассы и.т.п. Возможно, из за этих всех факторов, идея не получила развития в Ленинграде, и не только.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 17 дек 2011, 17:17
Ivan_Ozerki
Да, мысль с подземными переходами мне тоже не давала покоя. Но другие проблемы - в частности, ширина тротуаров для вывода на них выходов с подуличных остановок - остаются!
Зато сколько было бы плюсов: шума меньше, скорость выше, трамваям не мешает никто...

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 17 дек 2011, 19:12
в40
Главная сложность в строительстве трамваев мелкого заложения - плохая гидрогеология. В районе Садовой улицы, например, вода довольно близко к поверхности находится. Знаю это не понаслышке: лет десять назад исследовали подвал одного дома на углу Садовой улицы на предмет возможности его углубления. Сделали шурф на 40 сантиметров ниже стяжки подвала - грунт обводнён. Уровень воды был в районе 2.7 - 3.0 метров ниже тротуара, т.е. примерно в одном уровне с Фонтанкой. Думаю, что это обстоятельство было главным, почему не стали трамвай убирать под Садовую.
MihVan писал(а):Пусть лучше метро строят мелкого заложения, хотя бы там где это возможно ( Лиговская терраса например)

Не совсем понял, что Вы имеете в виду. "Автово" - "Проспект Ветеранов" итак мелким заложением построены. Там, где гидрогеология позволяет строить мелким заложением - никто специально на глубину уходить не будет.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 17 дек 2011, 19:27
MihVan
Продолжение за Ветеранов имел в виду, впрочем, это уже другая тема :) .

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 18 дек 2011, 11:16
Dmitry
Может кто-нибудь уточнит, была передача на Discovery про строительство новой линии метро мелкого заложения в Амстердаме (где грунты ничуть не лучше наших), которая должна была проходить под существующими улицами. Причём они не столько о грунтах беспокоились, здесь, стена в грунте, хорошая гидроизоляция, и делов. А больше, чтобы кривые вписались в выделенный корридор, и не затронули фундаментов исторических зданий в центре города, которые точно так же построены, как и у нас. Выделяли красные зоны, укрепляли фундаменты тех зданий, ставили датчики подвижки фундамента. И тем не менее, вопрос вроде был решён. А здесь не метро, а трамваи, которые можно вписать полностью в створ существующих улиц.

Ещё, в советское время, вроде в журнале "Юный техник", или ещё в каком-то, был показан проект трамвая, который ныряет под перекрёстки. Т.е. линия не доходя до перекрёстка, ныряет под него, и выныривает после. Естессно, и трамвай нужен определённой конструкции. Но, почему бы и нет?

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 19 дек 2011, 23:21
Chuvi
По СНиПам минимальная высота подвески контактного провода трамвая - 3, 8 метра от УГР

Отсюда
Далее.
К трудным условиям движения поездов (вагонов) относятся:

спуски и подъемы с уклоном более 50 ‰ (любой протяженности);

Отсюда
Так что угол 4,5° трамвай, по-идее, осилит.

В итоге получаем.
Изображение

То есть для того, чтобы трамваю нырнуть под землю нужно 50 метров.
Для того, чтобы вынырнуть- тоже 50 метров.

Не получится ли так, что трамвай будет постоянно ездить вверх-вниз? :)

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 19 дек 2011, 23:36
Ivan_Ozerki
Постоянно - не факт, а вот на напряженных перекрестках вполне можно было бы реализовать. На Культуры, например.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 20 дек 2011, 10:45
Mill
Dmitry писал(а):Причём они не столько о грунтах беспокоились, здесь, стена в грунте, хорошая гидроизоляция, и делов

Наверное, и у нас можно это сделать. Вопрос, как всегда, упирается в финансирование - чем сложнее условия, тем выше стоимость работ. При определённых обстоятельствах может оказаться, что дешевле метро построить на глубине 60 метров закрытым способом, чем трамвай на глубине 10 метров открытым.
Реальных проектов не было - поэтому реальную оценку стоимости никто и не проводил. Может быть, для определённых улиц это и имеет смысл, но думаю, что как раз в центре города, где плохие грунты и много коммуникаций (причём, иногда очень старых) такие проекты обойдутся "в копеечку".

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 20 дек 2011, 14:20
AgRiG
Chuvi писал(а):Так что угол 4,5° трамвай, по-идее, осилит.
Зря вы в углы и синусы полезли. Уклоны на транспорте традиционно измеряются соотношением разницы высот к длине участка, в промилле. По СНиП 2.05.09-90 максимальный уклон 60‰, в стесненных условиях допускается 90‰, т.е. 6 или 9 метров соответственно на 100 метров длины. Реально в мире трамваи без дополнительных приспособлений осиливают уклоны около 110‰ точно, может быть где-то и больше.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 20 дек 2011, 19:54
Urban
Раз уж зашла речь об уклонах: какой уклон у Зеленского съезда (точней трамвайного проезда параллельного ему) в районе Нижегородского Кремля? Насколько я помню, перепад высот там довольно ощутимый.

Re: Проекты подземного трамвая в Ленинграде

Добавлено: 21 дек 2011, 08:59
Chuvi
AgRiG писал(а):
Chuvi писал(а):Так что угол 4,5° трамвай, по-идее, осилит.
Зря вы в углы и синусы полезли. Уклоны на транспорте традиционно измеряются соотношением разницы высот к длине участка, в промилле.

Хм. Мне всё время казалось, что 100%=1000‰=90°.
От этого и плясал :)
Разве нет?