Мозаика от Быстрова Александра (18.08.2017, Ведомости СПб)

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Аватара пользователя
ooo
Сообщения: 1909
Зарегистрирован: 15 янв 2014, 21:47
Станция метро: Петроградская

Мозаика от Быстрова Александра (18.08.2017, Ведомости СПб)

Сообщение ooo »

Гость редакции — Александр Кирович БЫСТРОВ (18.08.2017, Олег Рогозин, Ведомости Петербурга)
Неостывающая смальта

Мозаичной мастерской Российской академии художеств более 150 лет, четверть века ее возглавляет народный художник России Александр БЫСТРОВ.

Мастер хорошо известен в Петербурге в первую очередь работами для станций Петербургского метрополитена - ведь они у всех на виду. Хотя интересы и таланты его многогранны.

О мозаике и путях художника в искусстве рассказывает сегодняшний гость редакции.

- Александр Кирович, побывав в вашей мастерской, всякий осознает, что у мозаики в России богатая история. Напомните о ней читателям.

- Мозаичную мастерскую при Академии художеств создали указом императора Николая I по очень конкретному случаю. В столице России начиналось строительство Исаакиевского собора, и царь повелел украсить его не хуже, чем знаменитые европейские храмы. Одним из путей достижения этого была названа мозаика как наиболее соответствующий монументальной архитектуре вид искусства. Тогда организовали мастерскую, и картины Карла Брюллова, Федора Бруни с церковными сюжетами стали переводить в вечный материал - смальту.

Однако первые мозаичные произведения были созданы на Руси еще при Ярославе Мудром в XII веке - для Софии Киевской. Позднее уже великий подвижник Русской земли Михайло Ломоносов, который среди прочего был первоклассным химиком, разрабатывал способы варки стекла и смальты. Ломоносов задумал создать особого рода памятник Петру Великому - 12 мозаичных произведений по деяниям царя. Но при жизни ученого успели сделать только одну - «Полтавская баталия». Композиция колоссальных размеров 4,81 на 6,44 метра теперь украшает парадную лестницу Академии наук.

Мозаичное искусство органично сочетается с архитектурой - с большими объемами, мощными колоннами, арками, скульптурами. Все это может говорить о мощи страны...

- Как вы пришли к такому специальному виду монументального искусства?

- Художник свой путь не выбирает, убежден, что существует некое провидение...

Я учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина у Андрея Андреевича Мыльникова. Это замечательный педагог, грандиозный мастер. После окончания института был принят в творческую мастерскую Академии художеств под руководством Мыльникова.

И вот тут случилось в моей жизни то, что я называю провидением. 1985 год - 40-летие Победы. Свою дипломную работу я посвятил Александру Невскому, легендарной битве на Чудском озере с тевтонскими рыцарями. А в это время строилась станция метро «Площадь Александра Невского-2». Набрался смелости и обратился в метрополитен. Один из его тогдашних руководителей замечательный человек Олег Тимофеевич Арефьев посмотрел мои черно-белые фотографии и сказал: «А что, давай будем делать».

Конечно, я был окрылен. Мне помогли заказать огромный холст размером 5 на 12 метров, и с неимоверным вдохновением я принялся за создание картины - мозаичной, в метро ведь живописи в классическом ее понимании нет.

- А вы понимали тогда, что такое мозаика, как ее делать?

- Все приходилось схватывать с ходу. Тогда молодым художникам давали заказы не слишком интересные - написать для детского садика «Колобка» или «Серого Волка». А тут такое произведение!

Это была для меня первая мозаичная работа в метро. Когда в 1955 году его открыли в Ленинграде, то станции были украшены скульптурами и мозаичными полотнами знаменитых современников. «Пушкинскую» оформлял Михаил Аникушин, «Владимирскую» - Андрей Мыльников, профессор Алексей Соколов, тоже мой учитель, делал мозаичное оформление станции «Автово»... По эскизам еще одного профессора института имени Репина Александра Королева был выполнен первый литой витраж в Ленинграде - на станции «Гостиный двор», сюжет - расстрел июльской демонстрации 1917 года на Невском проспекте. Мыльников и Королев сделали мозаичное панно с Лениным на Финляндском вокзале... И вот в это пространство, громадный зал с большими художниками довелось войти мне. Нужно было искать свое место в том зале.

Мне повезло и дальше. После оформления станции метро «=Площадь Александра Невского-2» я был приглашен в хороший коллектив архитекторов Валериана Волонсевича и Александра Константинова - они выиграли конкурс на проект станции «Спортивная». Планировалось делать ее парадной, помпезной в хорошем смысле слова, так как Петербург приглашал Олимпиаду.

Однако Олимпиаду Петербургу не дали, с деньгами в 1990-е годы было сложно, и финансирование урезали. Но мозаичное панно было сделано. Причем такое, что пушкой-сорокапяткой не возьмешь, как сейчас называют - антивандальное. Привычки футбольных фанатов известны...

Отмечу еще, что в эти годы многие обратились к опыту Китая - ехали туда и архитекторы, и художники. Страна привлекла внимание мощным развитием городов, транспортной инфраструктуры, архитектуры. Запомнилось, как мы осматривали восстановление императорских дворцов. Такие у них есть почти в каждой провинции. Впечатляло, но мы говорили: «Это же новодел». Они в ответ мило улыбались: «Ничего, через триста лет они новоделом не будут...».

- Кстати, о новоделе. Вы принимали участие в воссоздании храма Христа Спасителя в Москве...

- Да, это новодел, но грандиозный, почти гениальный. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Как было, так и делайте». Но когда стали поднимать чертежи, то поняли, что нельзя войти в ту же воду, протекавшую здесь столетие назад. Она уже утекла - мимо. У оригинального храма не было цокольного этажа, а сейчас он нужен. А главное, вся окружающая архитектурная среда кардинально изменилась: что-то снесли, построили мост и многое другое.

К воссозданию храма Христа Спасителя привлекли лучшие силы страны, работы велись под эгидой Российской академии художеств. От Петербурга принимали участие две бригады. Одной довелось руководить мне, в ней было порядка тридцати молодых талантливых художников. Другую бригаду из нашего города возглавлял профессор Сергей Николаевич Репин. Мы занимались росписью сводов приделов Александра Невского и Николая Чудотворца. Это живописные работы, выполненные по сохранившимся эскизам, фотографиям XIX века.

Около года работали и написали серию картин, посвященных деяниям благоверного князя Александра Невского: поездка его в Орду, победы, его гибель. Также нашей бригадой был создан алтарный образ «Тайная вечеря». Очень старались, ведь в росписи храма в XIX веке участвовали лучшие художники того времени - Семирадский, Сорокин, Верещагин. Вы их можете не знать.

- Верещагина-то, естественно, знаем...

- Вы имеете в виду Василия Васильевича Верещагина - баталиста. А это другой, его однофамилец - замечательный церковный художник Василий Петрович Верещагин, к сожалению, не столь сегодня известный. То, что связано с церковными работами, у нас не слишком популяризировали. Например, Виктор Васнецов многим известен как художник, написавший картины по сюжетам русских народных сказок и былин, им написаны «Аленушка», «Серый волк и царевич», «Три богатыря»... А в свое время он был известен как художник, который пишет для храмов - на это ушла большая часть его жизни. Но в советское время эта сторона его деятельности замалчивалась. И многое из работ было уничтожено - вместе с соборами и церквями, которые закрывали, сносили, взрывали. Васнецов был глубоко христианский художник и подвижник искусства: писал книги, создавал центры для работы художников. Нынешнее состояние российского общества требует именно таких подвижников.

- Александр Кирович, давайте вернемся к мозаике и вашим работам. Какие еще станции метро вы оформляли?

- Много, уже одиннадцать действующих станций. 23 года строилась «Адмиралтейская». Оформляли «Волковскую», «Бухарестскую», «Международную», «Парнас», «Комендантский проспект», вестибюль «Спасской». Мой сын Егор сделал оформление «Елизаровской», и совместно с моим другом Павлом Ковалевым восстановили витражи и мозаики на станции «Лиговский проспект».

- Сейчас, видимо, основные работы предстоят на пяти новых станциях, которые планируют открыть в будущем году?

- «Новокрестовскую» и «Улицу Савушкина» делает Егор Быстров с другими молодыми художниками - под моим творческим руководством. Они планируют применить там некоторые новации. С помощью современных технологий, когда несколько фильтров накладываются друг на друга, производится имитация движения.

Мы же сейчас занимаемся станцией «Проспект Славы». На ней будут два мозаичных панно с геральдическими композициями: часы в пятиконечной звезде и стилизованный орден Отечественной войны, а также световой витражный фриз из цветного стекла с флагами, звездами, георгиевской лентой - все это символы Победы. Хорошая тема, благодатная.

В вестибюле на выходе к парку Воинов-интернационалистов расположится большое мозаичное панно, посвященное памяти героев, отдавших жизнь в афганской войне, других современных войнах. Решили сделать его черно-белым - тогда впечатление более острое. Когда военные события окрашиваются в цвета, восприятие ослабляется. Не случайно «Герника» Пабло Пикассо - черно-белая.

В другом вестибюле, на выходе к храму Святого Георгия, сменим акцент, отдадим должное героям-пожарным, большой истории становления противопожарной службы в нашем городе. Здесь мозаичное панно будет ярким, с тремя цветами - красным, символизирующим огонь, белым - свет, который дает надежду, и черным - цветом памяти. Это произведение плакатного характера с мотивами иконы «Неопалимая купина», оберегающей пожарных.

Идеи оформления следующей станции этой линии - «Дунайский проспект» понятны: центр Европы, голубой Дунай, много замечательных городов на нем расположено. Я как-то понял, что невозможно все делать одному, надо привлекать молодые силы, передал оформление этой станции группе молодых талантливых художников во главе с Егором Быстровым.

Конечная станция этой ветки - «Шушары». Пришлось поломать голову над идеями, как следует ее оформлять. В переводе с финского это «кочка на болоте». Не вдохновляет. Есть еще крыса Шушера в сказке о Буратино. Тоже ни к чему здесь. Сюжет о народных ярмарках, южных ночах не прижился в душе. Но эта станция соединяется с самым крупным депо для поездов метро, а еще вспомнили, что рядом молодежный центр «Формулы-1». И тогда появилась мысль - отразить скорость, движение.

Теперь эта идея воплощается. Сделаны предварительные эскизы, на одной стороне витража бежит ребенок и табун молодых лошадей, на фоне их несется локомотив. У Сергея Есенина в одном из стихотворений есть образ жеребенка, соревнующегося с паровозом. Мне с юности этот образ запомнился: куда стригунок несется... Разве можно справиться с железной махиной? А на втором витраже - вверху летят легкие самолеты, внизу несутся болиды «Формулы-1», олицетворяющие современные скорости.

- У вас в мастерской сколько человек работают?

- Порядка тридцати, все молодые, талантливые. Я очень благодарен, что они не гнушаются этой тяжелой работой - подготовкой картонов, набором панно. Почему говорю, не гнушаются? Потому что, когда молодой человек заканчивает художественный вуз, конечно, ему хочется стать автором, приняться за какую-то значительную работу. Но сейчас значимых проектов мало, можно по пальцам перечесть. А здесь молодежь постигает технику творчества, учится работать в коллективе. Монументальное искусство не может быть индивидуальным.

- А как же Микеланджело? Разве он не один работал?

- Прямо уж один! А кто ему кальки готовил, кто краски растирал? Это только монахи-отшельники одни - святым духом питаются. У нас же, мозаичистов, работа всегда коллективная. Планируем еще набрать в наш коллектив несколько человек. Ведь уже пробивают тоннель к станциям «Театральная», «Горный институт», «Морской фасад». С идеями там еще не определились. Будем работать.
не верь, не бойся, не проси
Аватара пользователя
Andrey_K
Сообщения: 706
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 17:20
Станция метро: Большеохтинская

Re: Мозаика от Быстрова Александра (18.08.2017, Ведомости СП

Сообщение Andrey_K »

Прямо какая-то монополия Быстрова на мозаики в ПМ. Темы разные, но в целом мозаики однообразные.
НеВу на КВЛ!
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»