«В этом году работы шли на четырех линиях метро»

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Ответить
Manhattan
Сообщения: 1721
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 21:39
Станция метро: Приморская

«В этом году работы шли на четырех линиях метро»

Сообщение Manhattan »

«В этом году работы шли на четырех линиях метро»
Генеральный директор ОАО «Метрострой» Николай Александров о том, как в Петербурге строят подземку
20 ДЕК. 12:00

https://www.spb.kp.ru/daily/26773/3806308/

Дорогие читатели! Очень часто мы встречаем вас в метро по дороге на работу или домой с нашей газетой. Находясь в вагоне поезда, поднимите на минуту глаза, вглядитесь в темноту тоннеля, и вы увидите мелькающие кронштейны, бесконечно тянущийся кабель, бетонные блоки... Выйдя из вагона, обратите внимание на станцию, осмотрите стены, потолок, эскалаторы, вестибюли. Все, что вы видите, построено одной организацией, созданной в 1941 году и существующей по сей день, - нашим ленинградским-петербургским «Метростроем». Так или иначе, метро касается жизни каждого из нас, поэтому мы сделали все возможное и невозможное, чтобы из первых уст узнать, как это - строить метро, и когда в Петербурге откроются новые станции. Знакомьтесь: Николай Александров, генеральный директор ОАО «Метрострой».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ В СОВЕТСКИЕ ГОДЫ

Николай Вадимович, спасибо, что согласились встретиться. Но, честно говоря, достучаться до вас получилось далеко не с первого раза…

- Да, действительно, все время сейчас уходит на объезд площадок, совещания, техсоветы. Каждый день по 10-15 совещаний проводим. Но такое время напряженное. Готовимся в следующем году пустить поезда сразу на двух новых участках метрополитена.

Когда и где будут открыты новые станции?

- Сначала пустим участок Невско-Василеостровской линии (НВЛ) с двумя станциями «Новокрестовская» и «Беговая» (речь идет о продолжении зеленой линии за станцию «Приморская» - прим.ред.), а затем участок Фрунзенско-Приморской линии (ФПЛ) со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Конкретные даты пуска определит город. Наша задача завершить строительно-монтажные работы на Невско-Василеостровской линии к весне, а на Фрунзенско-Приморской – в декабре 2018 года. Именно такие сроки обозначены в госконтрактах.

Но можно и раньше?

- По НВЛ раньше никак не получится. На этот участок изначально было выделено времени меньше, чем обычно. И мы сейчас устанавливаем своего рода рекорд по срокам строительства. Никогда еще две станции не строились за два с половиной года. В среднем всегда уходило по 4-5 лет. Но здесь особый случай: участок строится в рамках подготовки города к ЧМ-2018, станция «Новокрестовская» будет принимать основной пассажиропоток во время проведения матчей, поэтому «Метрострой» взялся за строительство этой линии, несмотря на сильно сжатые сроки.

Что касается ФПЛ, то здесь со сроками, заложенными контрактом, все в порядке. Возможно, получится сдать этот участок раньше, уровень строительной готовности это позволяет, но пока мы оперируем контрактным сроком – декабрь 2018.

СТРОЙКА НА БОЛОТЕ

А что дальше? Будет как в Москве – сдаваться по пять станций в год?

- Как в Москве у нас пока точно не будет. Строительство метро финансируется за счет городского бюджета и совершенно очевидно, что бюджет столицы гораздо больше, чем Петербурга. Но, тем не менее, сейчас в нашем городе строится не так уж мало. В этом году мы работали одновременно на четырех линиях, такого не было даже в советские годы. Кроме НВЛ и ФПЛ сейчас строится продолжение Лахтинско-Правобережной линии за станцию «Спасская», в 2019 году откроется участок со станциями «Театральная» и «Горный институт». «Театральная» пока без выхода на поверхность, город еще определяется с местом расположения вестибюля. И также ведется строительство первого участка Красносельско-Калининской линии с двумя станциями «Юго-Западная» и «Путиловская», последняя – с пересадкой на станцию «Кировский завод». Это перспектива до 2022 года. А дальше все будет зависеть от того, что город поставит в приоритет и какие линии будут спроектированы. Это уже не наша компетенция. Мы - строители, планированием занимается профильный комитет – КРТИ (Комитет по развитию транспортной инфраструктуры - прим.ред.).

Тогда вам вопрос, как строителям. Петербург стоит на болоте. Наверно непросто строить в таких условиях?

- Болото только в поверхностных грунтах. А на глубине ниже 40 метров, наоборот, очень удобные, сухие и водонепроницаемые грунты – кембрийские глины. Именно поэтому большинство тоннелей и станций находятся так глубоко, а наше метро по праву считается одним из самых глубоких в мире. Кембрийская глина очень удобна в разработке и благодаря тому, что она не пропускает воду, тоннели получаются сухими и безопасными. Правда и в ней случаются сюрпризы. Геология нашей местности очень неоднородна. Бывает, что и в кембрийском горизонте встречается вода. Эти зоны мы называем размывами. Один из таких находится на участке между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная». Размывы есть и в других местах, но этот доставил в свое время больше всего хлопот. И что примечательно, именно этот размыв сыграл решающую роль в развитии технологий метростроения.

После того, как щит «Виктория» построил новые тоннели на этом участке, стало совершенно ясно, что будущее за современными высокотехнологичными тоннелепроходческими комплексами. Сейчас мы можем строить одинаково успешно как в кембрийской глине, так и в поверхностных грунтах. Кстати, в следующем году петербуржцы смогут оценить не только насколько сухие и безопасные тоннели мы строим (хотя это, наверное, больше сотрудникам метрополитена будет заметно), но и оценить новшество – двухпутные тоннели метрополитена. И на НВЛ и на ФПЛ поезда обоих направлений будут ходить в одном тоннеле.

НАМЫВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Вернемся к станции «Новокрестовская». Она строится на искусственно созданной территории, на намыве. Насколько она будет безопасна, ведь на ее месте буквально четыре года назад был Финский залив?

- Совершенно безопасна. Станция представляет собой полностью замкнутую гидроизолированную железобетонную конструкцию. Ей никакие воды и никакие грунты не страшны. Равно как и тоннелю, который залегает относительно неглубоко – всего 15-20 метров от поверхности. На страже безопасности петербуржцев почти восьмидесятилетний опыт петербургских метростроителей и проектировщиков, а также самый передовой мировой опыт. Волноваться абсолютно не о чем.

Кстати, станция очень красивая в художественном смысле. Спасибо архитекторам. И вообще, вся западная часть Крестовского острова после окончания строительства полностью преобразиться, став местом притяжения для петербуржцев и гостей нашего города. И я уверен, что даже те скептики, которые сейчас говорят о невостребованности станции после окончания чемпионата, изменят свое мнение. Ведь радом помимо стадиона Приморский парк Победы, через Яхтенный мост – парк 300-летия. Кроме того на стадионе будут проходить не только футбольные матчи, но и множество других мероприятий. Причем круглый год.

Вы упомянули стадион. Его ведь тоже метростроители возвели?

- Не совсем так. Мы его достраивали. И не только мы. В завершении строительства без преувеличения участвовало все петербургское строительное сообщество. И получилось. Сегодня стадион является украшением нашего города. Каждый раз проезжая по западному скоростному диаметру, дух захватывает от вида, который открывается на стадион.

Ну еще бы, 43 млрд…

- Дело тут не миллиардах. Объекты подобного масштаба стоят дорого не только в Петербурге, но и в Москве, и в других городах. Просто об этом никто не говорит. То, что изначально стадион на Крестовском оценивался в разы меньше, а по факту вырос в цене – это не чья-то личная прихоть. Любой объект, который в процессе строительства будет меняться, расти в объемах, усложняться технически, будет дорожать. Построили бы по изначальному проекту, и цена осталась бы без изменений. Но тогда и стадион получился бы рядовой: без раздвижной кровли, без выкатного поля и без возможности проводить на нем матчи чемпионата мира.

СЛУЖЕНИЕ ГОРОДУ

Если сравнить, то, что строить сложнее: наземные объекты или все-таки метро?

- Технически, конечно, метро является более сложным объектом.

Метростроители строили дамбу, вторую сцену Мариинского театра, Ленинградскую АЭС-2. Что дает вам участие в подобных проектах?

Мы развиваемся. Растем профессионально. Осваиваем что-то новое. Привносим туда свои наработки, и, наоборот, что-то из нового опыта используем при строительстве метро. Кроме того, все эти объекты имеют большое значение для города. Метрострой ведь наполовину городская организация. И как бы пафосно это может быть не звучало, но служение городу было и остается приоритетом для нас.

Я знаю, что Метрострой также является организацией, обслуживающей Комплекс защитных сооружений от наводнений.

- Да. На протяжении шести лет, сразу после окончания строительства, мы эксплуатировали все сооружения КЗС. И это тоже интереснейший опыт, сложнейшая работа. За это время, благодаря существованию дамбы, удалось предотвратить 16 наводнений. Наши специалисты не только отвечали за работу уникального гидромеханического оборудования во время нагонной волны – главной причины наводнений, но и содержали 25-километровую автодорожную трассу, которая идет по дамбе и является частью кольцевой автодороги. В том числе тоннель длиной почти два километра, проходящий под фарватером судопропускного сооружения С1. Комплекс защитных сооружений после шести лет стройки и шести лет эксплуатации стал для нас родным. Почти как метро. Хотя нет, метро вне конкуренции.

Спасибо вам за разговор о метро и не только. Мы желаем коллективу Метростроя новых трудовых побед, а значит новых встреч на страницах Комсомолки.

- И вам большое спасибо. Пользуясь случаем, хочу поздравить петербуржцев с наступающим Новым годом и Рождеством. Счастья, здоровья, благополучия в новом – 2018 году!

СПРАВКА

Николай Александров является потомственным метростроителем. Его отец – Вадим Александров, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, проработал в Метрострое почти 55 лет, из них 26 лет на посту руководителя организации.


+ в статье по ссылке 3 фотографии
Арматурные работы на станции Беговая.
Новинка петербургского метро – двухпутный тоннель.
Щит Надежда – новое слово в технологии метростроения
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»