Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает...

Здесь все вещи, которые пишут о метро в прессе.
Manhattan
Сообщения: 1721
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 21:39
Станция метро: Приморская

Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает...

Сообщение Manhattan »

Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает строить метро в Санкт-Петербурге?
https://www.rzd-partner.ru/zhd-transpor ... eterburge/
27.02.2020 14:45:38
Почему в Москве строят в среднем по пять-шесть станций метро в год, а в Санкт-Петербурге появление одной растягивается на несколько лет? Будет ли «Метрострой» по-прежнему единственным строителем на рынке города? Как вообще ускорить строительство метро в Петербурге? Эти вопросы обсудили накануне на круглом столе, организованном городским порталом «Фонтанка.ру». За одним столом собрались представители власти, строители, проектировщики и эксперты.

В качестве яркого примера, на который уже не первый год советуют равняться метростроителям в Петербурге, приводят Москву. Что в столице, в отличие от Санкт-Петербурга, позволяет добиться результатов? Во-первых, генеральный подрядчик, генеральный проектировщик и экспертиза находятся в одних руках – АО «Мосинжпроект». Он определен департаментом строительства как главный распорядитель бюджетных средств. ГУП «Московский метрополитен» является генеральным заказчиком.

По словам заместителя генерального директора ОАО «Метрострой» Сергея Дьяконова, в Санкт-Петербурге находится филиал Главгосэкспертизы, но не хватает специалистов для проведения государственной экспертизы. «Все проходит в Москве, директивно срезается 30% от сметы, генподрядчик – АО «Метрострой» – в процессе не участвует, как это необходимо. Я убежден, что без согласования генподрядчиком или корректировки прохождения самого проекта экспертизы загружаться в Главгосэкспертизу нельзя. Это первая причина, почему мы убыточны в отрасли метростроения», – отмечает он, добавляя, что нужно менять всю схему взаимодействия между участниками.

Предложение о введении в Санкт-Петербурге собственной экспертизы, которая, возможно, занималась бы исключительно метростроением, поддерживает и заместитель гендиректора ЗАО «Эскомстроймонтажсервис» Евгений Маневич. Компания специализируется на эскалаторах. Эскалаторы этой компании установлены на станциях «Беговая», «Новокрестовская», «Дунайская». В Москве же работает более 150 единиц оборудования на станциях метрополитена. Стоимость эскалаторов при закупке оборудования для строительства станций занимает в составе общей стоимости значительную часть. И, по словам Е. Маневича, они также чувствуют проблему с определением сметной стоимости строительства и проектирования станций на себе.

«С точки зрения поставщика оборудования очень видна разница в подходе к ценообразованию. Мосгосэкспертиза очень плотно и оперативно работает с «Мосинжпроектом», выдает начальные и максимальные цены для контрактов. Кроме того, как уже было сказано, функции проектировщика, застройщика и заказчика слиты в лице «Мосинжпроекта». А в Санкт-Петербурге заказчик хочет одного, генподрядчик второго, проектировщик третьего. Заказчик из сдачи каждого этапа делает некоторую бюрократическую процедуру, замедляющую весь процесс», – говорит он.

Новая юридическая структура, по его мнению, могла бы привлекать на конкретные работы субподрядчиков, в том числе и московских. «В Москве же очень много компаний, которые активно и умело строят, они профессионалы рынка, но при этом сами темпы строительства сейчас имеют тенденцию к некоторому замедлению. Метрополитен идет в область, и поэтому в ближайшие годы того объема строительства, который обеспечивал работой всех этих субподрядчиков в Москве, уже не будет. Московским субподрядчикам – либо искать новые подряды и уходить из метростроения, либо искать в других регионах», сообщает Е. Маневич.

Помимо московских строителей, по мнению экспертов, к работе в Санкт-Петербурге можно привлекать и специалистов из других регионов, скажем, Екатеринбурга или Челябинска, где метро законсервировали.

Во-вторых, около 10 лет назад командой Сергея Собянина были поставлены амбициозные планы по строительству станций. И для того чтобы их реализовать, привлекли десятки тысяч работников, тысячи проектировщиков и добились внесения изменений в законодательство, согласно которым подготовительные работы на стройплощадке можно вести до получения разрешения на строительство. Как отмечают эксперты, новый механизм позволил сократить сроки сдачи объекта и более тщательно проработать проект.

Также были изменены сами технологии строительства.

В то же время ряд экспертов делают оговорку: даже при наличии тех же специалистов, Госэкспертизы повторить один в один опыт Москвы на 100% не удастся из-за разных объемов строительства и разных подходов. В частности, в Санкт-Петербурге без глубокого способа ведения работ не обойтись.

Что должно здесь также помочь? По мнению генерального директора СРО А «Подземдорстрой» Сергея Алпатова, в изменении существующей структуры должна быть заинтересованность городских властей.

«Почему у нас должно быть, скажем, 50 станций построено, а не 150 станций или не 300? Москвичи же не просто построили столько станций, на сколько им хватало средств и возможности у подрядчика. Они примерно рассчитали, сколько нужно станций для комфортных условия проживания граждан. Мы сегодня должны сделать то же самое. Главная наша задача – обеспечить удобные условия транспортной доступности объектов, чтобы домой с работы добираться максимум за 40 мин. Сегодня этого нет. Перспективным планированием сегодня мы не занимаемся», – делится он.

Еще одна проблема в системе, по его мнению, касается необходимости комплексного освоения подземного пространства, как, например, в Монреале, Торонто, Париже или Сингапуре, где метро не просто метро, а комплексный пересадочный узел, в создании которого также принимает участие частный инвестор. «У нас отрыли котлован, построили станцию и все засыпали. Во всем мире делается не так. На каждой станции –транспортно-пересадочный узел. Заказчику нужно менять подход к проектированию», – комментирует С. Алпатов.

Немаловажная проблема строительства метро в Санкт-Петербурге – это, конечно, и нехватка финансирования, а также отсутствие рынка.

По мнению руководителя консалтинговой компании по реализации инфраструктурных проектов Дмитрия Непомшина, до тех пор, пока в Санкт-Петербурге будет существовать монополия на этом рынке, у нас не будет прозрачности строительства метро, а также понимания того, почему возникают спорные ситуации. «Метрострой» – опытный подрядчик, реализовавший огромное количество контрактов. Но времена изменились, нужно переходить к новой системе строительства метро, первым пунктом которого будет переход от монополии к олигополии. Нам нужно пригласить на строительный рынок другие компании. Для сравнения, на Западе проводится предквалификационный тендер, в результате которого отсекаются компании-однодневки и те компании, которые не способны что-то строить», – говорит он.

Помимо создания олигополии, по мнению эксперта, разрешить ситуацию поможет фондирование денежных средств, а также гораздо большая заинтересованность властей: «Хотелось бы, чтобы у руководства города появился огонек, который есть у [Марата] Хуснуллина (вице-премьер, курирующий строительство и региональное развитие в правительстве РФ. – Прим. авт.)».

Говоря обо всех минусах в системе строительства метро в Санкт-Петербурге, и. о. заместителя председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Михаил Самборский обращает внимание на сам характер растянутости крупных инвестиционных проектов. «Создается иллюзия, что во временном отчетном периоде времени как бы искусственно не хватает. Потому что в целом те проекты, которые проходят оценку сметной стоимости, реализуются с помощью тех механизмов, которые на сегодня определены законодателем, это федеральный закон № 44, закон о проектном управлении».

Он подчеркнул, что все проекты по строительству метро в Санкт-Петербурге находятся на стадии проработки и определенного вида работ. «В целом на сегодняшний момент нет ситуации, где завершенный проект находится на полке и не реализуется. Нет таких проектов. Все, что запроектировано, находится на стадии монтажных работ. По всем объектам, которые новые находятся в проектировании и по которым предстоит экспертиза, запланированы бюджеты, чтобы в этом году начать выполнение строительно-монтажных работ», – отметил он.

М. Самборский добавил, что планы по строительству в Санкт-Петербурге 31 станции метро к 2031 году актуальны.

«На каждом этапе работы каждая служба должна отработать свой функционал: и заказчик, и подрядчик, и проектировщик. Иногда возникает дисбаланс. Но на сегодня таких ситуаций не осталось. Сейчас мы настроились на позитивную работу, правительством и «Метростроем» предприняты все шаги, чтобы выровнять эту ситуацию и двигаться для достижения запланированных показателей. Планы амбициозные, но мы не говорим, что они невыполнимы», – говорит чиновник.

По его словам, очень большой объем работ выполнен в части планирования и размещения объектов, а также подготовки документации по планировке территорий. Уже начато проектирование объектов Красносельско-Калининской линии. Планируется начать проектирование Кировско-Выборгской линии, актуализируется Невско-Василеостровская линия до зоопарка. «На сегодня опасений того, что эти проекты не будут реализованы, нет», – добавляет М. Самборский.

В ответ на посыл о том, что существующих темпов недостаточно для развития города, чиновник подчеркивает: нельзя рассматривать развитие метрополитена отдельно от развития всего города. «Говорить о том, что мы будем строить метро и будет нам счастье, нельзя. Кроме транспорта у нас развивается жилая застройка, строятся объекты социальной инфраструктуры. Только комплексный подход даст тот результат, который мы ожидаем. Поверьте, никто не сидит и не ждет, пока кто-то другой займется этим развитием, все шаги уже предприняты. Они, может быть, не видны с первого взгляда, но такова особенность строительства метрополитена», – заключил он.

Сравнивая Санкт-Петербург и Москву, М. Самборский согласился с тем, что нужно равняться на опыт столицы, добавив, однако, что территория Москвы увеличилась за несколько лет и строительство метро и развитие транспорта – естественная потребность развития города. «Вы не правы, что нет огонька», – парировал он Д. Непомшину.

Возможно, часть проблем могла бы решиться в случае реализации другой формы финансирования и привлечения частных инвестиций. Но, по словам заместителя председателя комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Максима Шарипова, вариант проработки реализации строительства только за счет частных инвестиций не может быть панацеей. Скорее, следует рассматривать привлечение частных инвестиций в некие элементы. «Нами сейчас ведется работа с привлечением профильных ведомств. Мы обсуждаем различные варианты инвестпроектов с частными инвесторами. С точки зрения компенсационных затрат, реализация проекта без софинансирования ведет к убыткам, связанным с обслуживанием этих самых инвестиций. Если в теории – механизм концессии можем рассматривать, но без госфинансирования не обойтись. Все требует детальной проработки», – комментирует он.

Еще одна проблема, о которой стоит упомянуть, – несовершенство законодательства. «Каждые 10 лет правила по строительству должны меняться. А они не менялись лет 20 уже! Жесткий подход экспертизы к детальной проработке всех узлов по строительству приводит к возможности маневра для подрядчика. Нет возможности сэкономить и заработать, стимул отпадает, отсюда и столько банкротов», – высказывается член совета директоров компании ООО «СТС» Андрей Громов.

Резюмируя обсуждения можно сказать, что подход к строительству метро необходимо менять комплексно: и привлекая новых подрядчиков, и выделяя больший объем средств, и создавая новые схемы взаимодействия с Госэкспертизой и привлечения инвесторов, меняя законодательство и уделяя больше внимание планированию.

Несмотря на целый ряд обозначенных проблем, власти города называют планы по строительству 31 станции метро в Санкт-Петербурге актуальными.

Напомним, что в этом году, по заверениям чиновников, планируется завершить проектирование 17 объектов, в том числе участок Красносельско-Калининской линии от станции «Казаковская» до станции «Путиловская», участок Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до «Зоопарка», участок Фрунзенско-Приморской линии от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта».

Продолжится проектирование двух объектов Красносельско-Калининской линии и начнется проектирование участка Красносельско-Калининской линии на пять станций, участка Кировско-Выборгской линии на две станции метро и участка Лахтинско-Правобережной линии от «Дыбенко» до «Кудрово».

Также начнется строительство участка Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до «Зоопарка» и участка Фрунзенско-Приморской линии от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта».
Автор:Наталья Гусаченко
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение MetroGnom »

Как много ненужных слов. Кто виноват и почему метростроение в городе в заднице можно написать чётко и кратко.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение в40 »

Несмотря на целый ряд обозначенных проблем, власти города называют планы по строительству 31 станции метро в Санкт-Петербурге актуальными.

Чтобы не ошибиться с диагнозом нужен специалист в области психиатрии.

Интересно, каким образом КРТИ насчитал 31 станцию?
Чисто теоретически, даже если в течение двух-трёх-четырёх лет удастся выйти на новые объекты, то к 2031 году при условии стабильного финансирования можно построить, разве что:
"Спасская" - "Морской фасад" - 4 станции;
"Сосновая Поляна" - "Каретная" - 10 станций;
"Комендантский проспект" - "Шуваловский проспект" - 1 станция;
"Беговая" - "Каменка" - 2 станции;
"Большой проспект" - "Лесная-2" - 5 станций;
"Улица Дыбенко" - "Юго-Восточная" - 2 станции.
Итого: 24 станции.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Manhattan
Сообщения: 1721
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 21:39
Станция метро: Приморская

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Manhattan »

Ну а как вам московская схема
генеральный подрядчик, генеральный проектировщик и экспертиза находятся в одних руках – АО «Мосинжпроект». Он определен департаментом строительства как главный распорядитель бюджетных средств. ГУП «Московский метрополитен» является генеральным заказчиком
?
Было бы целесообразно организовать такое в Петербурге? Помогло бы это метростроению?
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение в40 »

Manhattan писал(а):Ну а как вам московская схема

Помнится, местные чиновники на протяжении нескольких лет только и делали, что говорили про монополию Метростроя.
Тут монополия похлеще выходит: как захочу - так и запроектирую, как смогу - так и построю, сколько захочу - столько и будет стоить.

Manhattan писал(а):Было бы целесообразно организовать такое в Петербурге? Помогло бы это метростроению?

Только при условии, если городом будут оперативно решаться вопросы по выделению земельных участков и будет дан карт-бланш на возможность ведения работ до окончания проектирования и получения заключения ГГЭ. Больше всего проблем именно из-за нерешенных земельных вопросов и обязательного получения проектом положительного заключения ГГЭ.
Грубо говоря, в Москве надзорные органы закрывают на это глаза. А у нас придираются ко всяким пустякам.
Ну, и финансирование нужно нормальное и долговременное, а не постоянное секвестирование из года в год.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Manhattan
Сообщения: 1721
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 21:39
Станция метро: Приморская

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Manhattan »

в40 писал(а):Интересно, каким образом КРТИ насчитал 31 станцию?
Чисто теоретически, даже если в течение двух-трёх-четырёх лет удастся выйти на новые объекты, то к 2031 году при условии стабильного финансирования можно построить, разве что:
"Спасская" - "Морской фасад" - 4 станции;
"Сосновая Поляна" - "Каретная" - 10 станций;
"Комендантский проспект" - "Шуваловский проспект" - 1 станция;
"Беговая" - "Каменка" - 2 станции;
"Большой проспект" - "Лесная-2" - 5 станций;
"Улица Дыбенко" - "Юго-Восточная" - 2 станции.
Итого: 24 станции.


Ну можно предположить что они еще имели в виду еще
"Лиговский 2" - "Полюстровский" - 5 станций (viewtopic.php?f=52&t=4170&start=2730#p307429)
И "пр. Ветеранов" - "пр. маршала Жукова" - 2 станции
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение в40 »

Ах, да, совсем забыл про влажные мечты КРТИ.
Тогда 31 станция за 11 лет - даже как-то скромно выходит.
Надо было, как минимум, ещё 5 станций Кольцевой до "Ладожской-2" в общий счёт добавить. Чего, уж, мелочиться...
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
Metroschemes
Сообщения: 6460
Зарегистрирован: 22 окт 2005, 04:19
id ВКонтакте: 0
last_fm: Metroschemes
Станция метро: Парнас
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Metroschemes »

А вообще, радует, что в Москве строят такими темпами - теперь у нас есть куда тыкать пальцем в случае предъявления властям.
Всего за месяц ЗЕНИТ взял три трофея и одну станцию метро!
Заходите на мой сайт: Схема метро - История метрополитенов в схемах!
Svjazist
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 08 май 2011, 17:31
Станция метро: Зоопарк
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Svjazist »

Metroschemes писал(а):А вообще, радует, что в Москве строят такими темпами - теперь у нас есть куда тыкать пальцем в случае предъявления властям.
тыкать можно сколько угодно, только власти скажут - работа ведется, просто сразу эффекта не видно, закидают очередными стат. данными о количестве текущих планов, проектов, конкурсов. В конце года всё это отменят из-за истечения сроков, а затем, уже в следующем новом году, проведут всё заново. Можно будет снова ткнуть власть, в ответ ... (и так до бесконечности).
Svjazist
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 08 май 2011, 17:31
Станция метро: Зоопарк
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Svjazist »

Весь это "круглый стол" напоминает совещание чинуш и больших руководителей, которые вросли в свои кресла - встретились, посидели, пообсуждали в общем и целом, попеняли на проблемы, кто-то "пофехтовался" друг с другом обвинениями, пожали руки, разошлись. Итог всего этого представления, спросите Вы? А что нужен "итог"? - спросят изумленно эти "совещатели". И в качестве итога начнут говорить, что вот мол собрались, обсудили проблемы. Поймите, у хорошего руководителя на проблему уйдет, наверное 3-4 совещания - возникла проблема, обсудили, как решать, записали в протокол, какой вопрос и за кем закреплен, определили сроки. Далее через некоторое время собрались, обсудили, как решается проблема, чем помочь, какой ресурс привлечь. И 3-е совещание - заключительное. Всё.

Если надо выйти на кого-то, помочь с "пробивкой" чьей-то упёртости, нежелания, подключается административный ресурс. И то это делается, не дожидаясь очередного совещания. Но это всё так происходит, если есть заинтересованность в решении проблемы. А этого-то и нет. Посмотрите, сколько чинуш, президентов всяких ассоциаций, мегаэкспертов, гендиректоров всяких компаний и др. крутиться в этой сфере. Да если проблема будет решена, на кой они тогда нужны будут? И это повсеместно, потому ничего особо и не решается (и не только у нас в городе).

А все эти "совещанки" по поводу нашего городского метростроения проводятся из года в год, из месяца в месяц - толку-то? В результате только бла-бла-бла. :bad: Ах да, еще иногда являют миру "картинки" с новыми схемами "Перспектив метростроения в СПб до ХХХ века".
Аватара пользователя
Metroschemes
Сообщения: 6460
Зарегистрирован: 22 окт 2005, 04:19
id ВКонтакте: 0
last_fm: Metroschemes
Станция метро: Парнас
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Metroschemes »

В Москве при Лужке тоже ковырялись не очень активно (2-3 станции в год максимум, но это их привычно-минимальный темп). А уже потом резко ускорились. Значит, возможность есть взять темп хотя бы 1/3 от Москвы.
Всего за месяц ЗЕНИТ взял три трофея и одну станцию метро!
Заходите на мой сайт: Схема метро - История метрополитенов в схемах!
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение в40 »

Даже 1/3 от Москвы не может быть по определению - бюджет не тот.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Svjazist
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 08 май 2011, 17:31
Станция метро: Зоопарк
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Svjazist »

Нам бы 1/3 от наших городских "метрозадумок" осуществить, не то что 1/3 от Москвы
Svjazist
Сообщения: 843
Зарегистрирован: 08 май 2011, 17:31
Станция метро: Зоопарк
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Svjazist »

Черт, обидно. Ведь если посмотреть на планы метростроения в нашем городе (да даже на кольцевую линию), они не такие уж и амбициозные, как в Москве, очень даже реализуемые, в конце концов не на строительство какого-то коллайдера замахнулись. Только вовремя всё финансируй, планируй, проводи конкурсы, строй. Так ведь не хотят! Болото какое-то нескончаемое с предписаниями ФАС, с судебными дрязгами всех со всеми, назначением/отменой конкурсов КРТИ и т.п.
Аватара пользователя
Metroschemes
Сообщения: 6460
Зарегистрирован: 22 окт 2005, 04:19
id ВКонтакте: 0
last_fm: Metroschemes
Станция метро: Парнас
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Отсутствие огонька в глазах, рынка и средств: что мешает

Сообщение Metroschemes »

Рыба гниет с головы... Если бы у городских властей было желание строить метро, то и бюрократические проблемы решались бы быстро, вплоть до замены руководителя того же КРТИ (а в Питере есть нормальные руководители комитетов, которые могут довольно эффективно работать).
Всего за месяц ЗЕНИТ взял три трофея и одну станцию метро!
Заходите на мой сайт: Схема метро - История метрополитенов в схемах!
Ответить

Вернуться в «Метро и пресса»