Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

EuroYura
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Станция метро: Маяковская
Откуда: Ленинград

Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение EuroYura »

Предисловие.

В детстве, с Ивановского путепровода я часто наблюдал, как происходит расформирование грузовых составов. Очень много времени я провел на этом мосту в дошкольном (к счастью в детский садик никогда не ходил) и младшем школьном возрасте. Зрелище завораживающее, когда вагоны раскатываются по стрелками на разные пути и с грохотом сцепляются со стоящими, иногда проталкивая последние вглубь парка. В 80-е и начало 90-х я никогда не задумывался, как же устроена сортировочная, для чего столько много, на первый взгляд, бесполезных путей, и почему посередине находится целый жилой квартал.
2-ю сортировочную горку я долгое время не замечал, думая, что это просто дополнительные пути, на которых иногда производится «ручная» сортировка. Спускная часть этой сортировочной горки хитро запрятана в районе Фарфоровской, а с Ивановского путепровода, виден только конец подгорочного парка.
Серьезно заинтересовался устройством данной горки лишь спустя 20 лет. Ознакомившись с книгами, описывающими технологию и работу российских сортировочных горок, я понял, что до этого момента не знал о них практически ничего, даже о путевом развитии, не говоря уже о подготовительных процессах.
Но, одной детали я все равно не смог узнать. О процессе расцепления вагонов, везде упоминалось расплывчато. Интересовало, как на практике действует расцепщик вагонов, на каком этапе он расцепляет сцепки, когда он успевает расцеплять тормозные рукава (шланги) при непрерывном надвиге состава и некоторые другие моменты.
Про Петербургскую сортировочную (СПСМ) вообще внятной информации не нашел. Почитав книги и осмотрев ее внимательно, я понял, что она типовая и внешне ничем не отличается от таких же, эксплуатируемых на территории бывшего СССР, описанных в литературе.
Из того, что мне удалось найти в интернете, СПСМ лишь упоминается в рефератах железнодорожных техникумов, обрывках сообщений в железнодорожных форумах и некоторых новостях (например, сход с рельс полувагонов и цистерн на односторонней сортировочной горке в Шушарах)
http://www.youtube.com/watch?v=CO0Y6wA9KqE
В тоже время Новосибирской сортировочной даже посвящена статья в википедии, а по размерам она ничуть не меньше Петербургской.
Односторонняя механизированная горка в Шушарах (3 пучка, 17 подгорочных путей 6+6+5) вероятнее всего тоже принадлежит к узлу СПСМ, но ее я рассматривать не буду, потому что она маленькая, находится за пределами основной части города и не имеет удобных мест обозрения сверху. Больше механизированных горок, в пределах Петербурга замечено не было, поэтому описываться будет только основная двухсторонняя сортировочная, разделяющая Фрунзенский и Невский районы.
Технические характеристики, статистику или какую-либо другую информацию, которая в нынешнее время денежно-рыночных отношений, считается страшнее любой военной тайны, я тоже обойду стороной. Мне интересен сам процесс роспуска и раскатывания вагонов и общее устройство станции, которое может заметить любой, проходя по пешеходным мостикам или дорожкам, ведущих вдоль путей, стоя в пробке на Ивановском путепроводе, Цимбалинском мосту, или проезжая по Южному шоссе. В своем роде, это обзорная экскурсия по сортировочной.

Глава 1. СПСМ. Общая структура сортировочной.

Итак, что-же из себя представляет Санкт-Петербург Сортировочный Московский (СПСМ), она же «Сортировка», или сокращенно «Сортир», как ее называли жители ближайших кварталов. Далее я тоже буду называть ее просто, «Сортировочная», подразумевая именно эту станцию.

Изображение
Рис 1. Общий вид Сортировочной со спутника (Яндекс карты) и ее основные части.
1 – Парк прибытия. 2 – Пути надвига. 3 – Спускная часть. 4 – Подгорочный парк. 5 – Парк отправления.


Как видно из рисунка, это типичная двухсторонняя сортировочная станция с параллельно работающими горками, навстречу друг другу. Красными стрелками показано направление роспуска составов. С севера Сортировочная начинается примерно от улицы Ольги Берггольц, почти вровень с метро Елизаровская, а на юге заканчивается за Еврейским кладбищем, недалеко от станции метро Обухово. Горка, направленная на юг (нечетная?) имеет 4 пучка по 7 путей в каждом. Итого по снимку насчитываем 28 путей подгорочного парка.
Горка, направленная на север (четная?) имеет 5 пучков (6+7+7+8+7)=35 путей подгорочного парка. Какая из них четная, а какая нечетная, точно не уверен, но по обрывкам информации, четная горка справа, та что побольше, а нечетная слева, поменьше.
В России, по количеству путей подгорочного парка, самая большая двухсторонняя сортировочная станция, обнаружена в Екатеринбурге (Екатеринбург-Сортировочный). Там обе горки имеют примерно по 36 путей.

http://maps.yandex.ru/?ll=60.498498%2C5 ... =sat%2Cskl

По конструкции и расположению по сторонам света она очень похожа на Питерскую, только слева, где напрашивается Софийская улица с 9-этажными домами 602-й серии, растет лес и располагается живописное озеро.
Чуть поменьше, (по количеству путей), как в Петербурге, сортировочная рядом с Новосибирском (Инская). На одной из горок, там аж 6 пучков, правда, в каждом всего по 6 путей. Итого всего 6х6=36 путей.

http://maps.google.com/maps?hl=ru&ll=54 ... 6&t=h&z=16

Большая двухсторонняя сортировочная есть в Челябинске, только она растянута на пол города и парки немного разнесены.

http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%B ... Cskl%2Cpht

В, общем, почти в каждом среднем и крупном городе России и бывшего СССР, есть сортировочные станции (односторонние и двухсторонние), а в некоторых и не одна, которые в целом имеют схожую конструкцию, устройства автоматики и внешний вид.
Единственное отличие Петербургской сортировочной от других, в том, что между двумя горками помимо локомотивных депо, цехов и прочих вспомогательных зданий, находится целый жилой квартал, построенный в 1-й половине XX века. В случаях, рассмотренных выше, постройки вынесены чуть вбок, а жилых домов поблизости нету.

Теперь кратко об основных частях сортировочной, указанных цифрами на рисунке 1:
1 – парк прибытия – это место куда прибывает грузовой поезд для расформирования. Оба парка прибытия можно посмотреть, с «Малого Вантового» моста, на проспекте Александровской Фермы или Цимбалинского моста. Ничего сверхинтересного из себя не представляют. Типичный фрагмент станции с путевым развитием, на которой стоят составы, с локомотивами и без, ожидающие расформирование и разные операции с бумажными документами.

Изображение
Рис 2. Парк прибытия. Составы с цистернами ожидают расформирования. Поездной локомотив ВЛ-10 привез состав, отцепился и направляется в сторону депо по объездному пути. Фото с мостика у Фарфоровской.

2 – Пути надвига. Путь по которому состав, подталкиваемый сзади маневровым локомотивом, движется к сортировочной горке на горб (перевальную часть) в зону «обитания» расцепщика вагонов. Операцию надвига состава на горку можно увидеть с пешеходного мостика над путями у станции Фарфоровская. Перед горбом оба пути сходятся вместе.

Изображение
Рис 3. Слева - обходной электрифицированный путь, прямо - пути надвига, грибок и асфальтовая дорожка зоны расцепщика вагонов. Фото с мостика у Фарфоровской.

3 – Спускная часть. Пожалуй, самое интересное место. На этой части вагоны или группы вагонов (отцепы) раскатываются по стрелкам, притормаживаемые вагонными замедлителями. С Ивановского путепровода очень хорошо видна вся картина, как на макете.

Изображение
Рис 4. Спускная часть и начало подгорочного парка. Вид с Ивановского путепровода. Докатываются последние вагоны очередного расформированного состава. Фото 18 апреля 2006 года.


4 – Подгорочный парк. Место, где из скатывающихся вагонов, формируется состав и его вытягивают в парк отправления маневровым локомотивом.

Изображение
Рис 5. Окончание подгорочного парка. Слева Софийская улица. В нештатных ситуациях бывали случаи неавтоматизированной сортировки с конца парка, когда приходилось выдергивать ошибочно скатившихся не на тот путь вагоны. Фото 18 апреля 2006 года.

5 – Парк отправления. В нем готовый состав осматривается, соединяют тормозные рукава (шланги), прицепляется магистральный локомотив, проверяют исправность всех систем, и готовый поезд отправляется дальше. Проще говоря, тоже довольно статичное место, где ничего не сортируется и не катается так резво, как бы этого хотелось.

Изображение
Рис 5а Парк отправления. Вид в сторону Цимбалинского моста.

Краткая историческая справка о реконструкции сортировочной.

Прежде чем рассмотреть спускную часть горки, наведу небольшую историческую справку.

Изображение
Рис 6. Вдали виден парк отправления «малой» сортировочной горки, который реконструировался в течение нескольких лет. Справа платформа «Сортировочная» и троллейбусное кольцо. Фото 16 апреля 2006 года.

По своим воспоминаниям из летописи о 1998 годе и некоторой информации, могу сказать, что глобальная реконструкция парка отправления «малой» сортировочной горки проходила в 2002-2003 годах, когда удлинили и спрямили пути, продлив их до Обухово.
Раньше парк был вдвое короче, и горловина сдвинута вправо. Поезда, отправляясь из парка, уходили влево по однопутному электрифицированному пути, под ныне несуществующим мостом через главные пассажирские пути. Мост располагался в районе Невской овощебазы. Выходя из под моста, грузовой путь шел параллельно им в сторону Обухово. Выныривая из под моста, эта железная дорога проходила по маленькой насыпи между 2-х заболоченных озер. Сейчас от этой дороги кое-где остались только фрагменты насыпи, заросшие травой, и воспоминания, посвященные прогулке к проспекту Александровской фермы 28 мая 1998 года. Выкладываю фрагмент рассказа из своих воспоминаний о сортировочной до реконструкции (кому неинтересно, переходите к следующей главе).

... Ближе к началу платформы толпилось много людей, ожидающих приезда электрички. Я дошел до начала платформы, и хотел уже спуститься по лестнице к билетным кассам, но, в последний момент, передумал. Внезапно пришла мысль, пройти по путям в сторону Обухово и посмотреть, где кончается сортировочная, потому-что никогда не бывал там раньше. Я дошел до переднего края платформы, где останавливается 1-й вагон электрички, спрыгнул с нее на рельсы, пересек по мосту Южное шоссе, и пошел по насыпи в сторону Обухово по встречному пути.
Я отошел метров на двести от платформы и остановился, сделать снимок. Вокруг тихо, безлюдно и красиво. Шум машин и людской гул остались где-то позади. Ярко светило солнце, и возникало ощущение, что я иду где-то за городом, далеко от дома. На секунду я замедлил шаг, и остановился посреди железной дороги «Петербург-Москва», на высокой насыпи. По правой стороне шла лесополоса из подстриженных тополей, за которой, после небольшого лесочка, начиналась промзона, тянувшаяся до Софийской улицы. Чуть ближе эту промзону напополам разрезал Агатов переулок, также тянувшийся параллельно железной дороге и упирающийся в подстанцию 110 кВ. Внизу, у подножья склона, на земле, под тенью деревьев, прячась от палящих лучей солнца, отдыхали разрозненные компании бомжей и каких-то подозрительных алкоголиков. Где-то неподалеку, дымился костерок, от которого попахивало жженой резиной и пластиковой изоляцией. Справа, почти вплотную начиналась лесополоса из липовых деревьев, с заболоченной канавой, посередине. Вода в этой канаве покрылась слоем светло-зеленой ряски и перейти ее в этом месте на грузовые пути парка отправления в ботинках было нереально. Лесополоса отгораживала сортировочную от пассажирской железной дороги, по которой я шел и в ширину была не более 25 метров. Но весенняя молодая листва на деревьях оказалась настолько густая, что грузовые пути с вагонами не просматривались. Из-за деревьев, чуть приглушенно доносился звук колес, гудки маневровых тепловозов и голоса диспетчеров из громкоговорителей, разносящихся по всей округе. Несмотря на то, что через неделю мне предстояло уйти в армию, настроение было хорошее. Из головы не выходила первая песня на новом кассетном самодельном сборнике, которую я записал с недавнего эфира «Танцпола» на радио «Рекорд». Вспоминались обрывки английских слов из нее: «Лэрит флов... Лэт вэ бойспике Ш-Ш-Ш-Ш»
Но в полной мере насладиться сложившейся обстановкой я не успел. Из грез вывел показавшийся вдалеке пассажирский поезд, который стремительно приближался. Сзади подпирала электричка. Пришлось немного спустится по склону, в липовый подлесок. С приличной скоростью мимо меня пронесся скорый поезд из Москвы, по другому пути, навстречу ему, разгонялась отъезжающая от платформы электричка.
Я пропустил поезд с электричкой, забрался на насыпь, и пошел дальше к повороту. Липовая лесополоса сменилась тополиной, в ней появились просветы, и вскоре деревья пропали вообще. Слева за забором располагалась подстанция, к которой со стороны Софийской подходила двухцепная ЛЭП 110 кВ. Между заборов, в сторону овощебазы тянулась заводская железнодорожная колея, наполовину утопающая в болоте. Далее главные пути резко уходили влево, делая небольшую петлю.
За поворотом меня ожидало еще более неожиданное и интересное зрелище. Железнодорожный мост. Я подошел к мосту и с интересом стал рассматривать его. Он состоял из огромных металлических ферм и немного напоминал Большеохтинский, только малого размера. Это был железнодорожный мост через другую железную дорогу, в которую сходилась большая часть путей парка отправления «малой» части сортировочной. Линия была однопутной, но электрифицированной. По дороге, со стороны Обухово в сторону Сортировочной, по ней медленно ехал грузовой поезд с цистернами. Линия шла по мини-насыпи между двух болотных озер, заросших тростником. После пересечения скоростной трассы грузовая линия изгибалась и далее шла параллельно главным путям дороги Петербург-Москва. Скорее всего путь связывал грузовую станцию Купчинская с сортировочной. Неподалеку виднелся мост Александровской Фермы.
Переждав грузовой поезд, я спустился с моста на грузовую железную дорогу и быстро пошел по ней. Нужно быстро пересечь болото, пока не поехал поезд с обратной стороны. Место оставалось настолько мало, что если поедет поезд, мне придется намочить ноги, встав в болото, чтобы не зацепило вагонами…
(28 мая 1998 года)


Изображение


Глава 2. Спускная часть горки.

Самое интересное место, как уже говорилось, это Спускная часть горки. Рассмотрим ее подробнее.

Изображение
Рис 7. Основные элементы спускной части "большой" горки Петербургской сортировочной. Вид со спутника.

На рисунке я указал основные элементы спускной части сортировочной горки. Поясню некоторые части и отмечу на фотографии.

Изображение
Рис 8. Общий вид "малой" сортировочной горки на увеличении 4х, и ее основные части, указанные цифрами
1 – Горб
2 – 1-я тормозная позиция
3 – 2-я тормозная позиция
4 – 3-я тормозная позиция
Прямо - горочные светофоры с табло, где расцепщику указывается информация о количестве отцепляемых вагонов.


Зона расцепщика вагонов представляет собой асфальтовую дорожку вдоль путей, по которой перемещается расцепщик. В зависимости от количества вагонов в отцепе, ареал его обитания может быть достаточно большим. (рис 3)
Горочный пост – здание надломленное посередине, со стеклянным полукруглым балкончиком, где располагается горочный пульт. Оттуда ведется управление процессом роспуска вагонов данной сортировочной горкой. Скорее всего это типовое здание 70-х, потому что в Интернете нашлось еще несколько очень похожих зданий сортировочных, построенных на территории бывшего СССР (рис 4). Опять таки, если обратится к спутниковым снимкам Ленинграда от 17 мая 1966 года, то видно, что здания этого еще нет, пути расположены немного по-другому, и нет вагонных замедлителей. Современные сортировочные горки напичканы разной автоматикой, которая сама регулирует и следит за процессом роспуска, поэтому человек, в большинстве случаев, нужен для предотвращения нештатных ситуаций.
Вагонные замедлители – устройства регулирующие скорость вагонов при скатывании с горки и обеспечивающие нужный интервал, для переключения стрелок с быстродействующим приводом. Шуточно работу вагонных замедлителей можно описать примерно так: когда проезжает вагон слышен, металлический визг, а потом оглушительное П-ш-ш-ш-ш-ш, от которого неподготовленный, к такому повороту событий человек, подпрыгивает. )))))
Обычно 2-я (пучковая) тормозная позиция собрана из 2-3 стоящих подряд вагонных замедлителей, а 3-я (парковая) из одиночных. На рис. 4 хорошо видны парковые вагонные замедлители, а ниже, на рис 9 сборка из 2-х вагонных замедлителей 2-й тормозной позиции.

Изображение
Рис 9. Сборка из 2-х вагонных замедлителей (похоже что это разновидность КЗ-5), формирующих 2-ю тормозную позицию. Вид с технологического проезда. Вдали Ивановский путепровод, сзади Южное шоссе.

А вот так схематично горка выглядит в профиль. Скан из книги, найденный в Интернете.

Изображение


Глава 3. Процесс расцепления и раскатывание вагонов.

Вроде бы все понятно, но остается неясным одно. Как расцепляют вагоны? Не найдя в книжке прямого ответа на вопрос о том, какие манипуляции на практике производит расцепщик, я поискал на Ютубе и нашел интересную вещь, которая прояснила почти все:

http://www.youtube.com/watch?v=z75XXRp4_mc

В этом видео, понятно, что расцепщик только поворачивает расцепной рычаг, пока сцепка в сжатом состоянии, в то время, пока вагон не достиг критической точки на перевальной части. При прохождении через вершину горки, вагон отрывается от основного состава и начинает медленно расходиться. Сцепки разъединяются, тормозные шланги начинают натягиваться, и в конечном итоге отщелкиваются на металлическом соединении. То есть расцепщик шланги не трогает вообще, они отщелкиваются сами. Тем самым упрощается его работа.
У меня начался отпуск, я решил проверить на практике, по такой-же технологии на «нашей Сортировочной» в Питере расцепляют вагоны или нет? Позволю себе, еще небольшой фрагмент из своей летописи, о том, как прошла экскурсия на сортировочную.

…Убегали последние теплые деньки лета 2011 года. Будний день, светило чуть теплое осеннее солнышко. Я шел со стороны Обухово по технологической автомобильной колее, которая петляет вдоль путей парка прибытия «большой» сортировочной горки, огибая здания. На скамеечках возле домиков, с цветочными клумбами, отдыхали женщины-железнодорожницы, нежась под теплыми лучами солнца. По правую сторону дороги тянулись нескончаемые гаражные кооперативы, отделенные болотной канавой, слева заканчивались последние стрелки парка прибытия и потянулись пути надвига.
В это время из «матюгальников» (громкоговорителей) раздался голос диспетчера, эхом разносящийся по железной дороге и многократно отражающийся от технологических зданий и ржавых гаражей. Один из стоящих составов, состоящий из полувагонов, вперемежку с платформами тронулся и, поскрипывая, медленно поехал задним ходом.
Конец поезда медленно полз по одному из путей надвига к вершине сортировочной горке. Ехал он медленно, со скоростью шага, поэтому я спокойно вместе с поездом успел дойти до зоны расцепки вагонов. Я встал в сторонку, недалеко от будки железнодорожников и стал наблюдать за процессом.
В этот момент из домика выбегает какой-то черный комочек, и внезапно бросается в ноги. Я резко перевел взгляд под ноги. Снизу, зелеными глазищами, на меня смотрел маленький «сторожевой» черный котенок, плотного телосложения. Увидев, что я его не гоню, он радостно стал играть со шнурками кроссовок. Я ласково потрепал котенка. Рядом с машиной на небольшой служебной автостоянке стоял железнодорожник и что-то делал.
Мы с ним посмеялись над этим случаем и разговорились. Мужичок оказался тоже расцепщиком вагонов. Был очень доброжелательным. Он не только прояснил ситуацию по волнующему меня вопросу, но и провел небольшую экскурсию, немного рассказав об этой интересной, и довольно редкой профессии...


Я сфотографировал на память процесс роспуска, и заодно убедился, что на «Нашей Сортировочной» происходит все практически так, как показано в найденном видео. Но есть небольшое отличие. Если на видео железнодорожник отцепляет вагоны расцепным рычагом, находящимся на вагоне и только в самом конце, когда расцепить вагон от полувагона не удалось (вероятно зажало сцепку), состав остановили, отогнали назад и кажется, только тогда расцепили ключом. То на «нашей сортировке», расцепщик действовал гораздо быстрее, и работал только ключом, не расставаясь с ним ни на минуту, независимо от того исправный расцепочный привод на вагоне или нет. Как мне пояснили: "Раз выдали инструмент, значит надо им и работать"

Изображение
Рис 10. Процесс расцепления вагонов.

Изображение
Рис 11. Вагон оторвавшийся от остатков основного состава, подкатывается к 1-й тормозной позиции.

А это напоследок ночной вид одной из горки двухсторонней сортировочной города Батайска, Ростовской области. Вид с зоны свободного скатывания к 1-й тормозной позиции. Красиво светят вышки с ксеноновыми лампами типа ДКСТ, которыми очень любят освещать сортировочные. Снимок не мой, найден в Интернете, но очень красивый.

Изображение


А вот тут очень удачный ракурс Челябинской сортировочной горки во время роспуска состава. Хорошо видны пучки путей. (тоже не мое)

Изображение


(C) EuroYura. 6 сентября 2011 года.

P.S. Если интересно, могу выложить немного литературы по железнодорожной тематике (сортировочным горкам, грузовым вагонам). Писал своими словами, с позиции человека, немного увлекающегося коллекционированием железнодорожных моделей. :wink:
Про "домики" тоже помню, чуть позже постараюсь ответить на вопросы той темы, и к концу месяца написать продолжение.
Аватара пользователя
Tigovik
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 17:45
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Просвещения
Откуда: С-Пб

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Tigovik »

Раз уж появилась тема, добавлю немного информации.

Строительство сортировки началось осенью 1877 года, тогда еще за чертой города и было завершено в 1879 году. Является первой в России и старейшей сортировочной станцией. Неоднократно модернизировалась, и является по классификации внеклассной. Также самая оснащенная на данный момент в России сортировка.

Станция делится на парки с присвоенными номерами (с севера на юг).
Нечетные (восточная часть сортировки):
6 парк (Мария) – парк отправления
4 парк – подгорочный парк и парк формирования составов
Горка № 4 с горочным постом
2 парк (южный четный) – парк прибытия

Четные (западная часть сортировки):
1 парк – парк прибытия
Горка № 3 с горочным постом
3 парк – подгорочный парк и парк формирования составов
5 парк (южный нечетный) – парк отправления

Для сквозного прохода через сортировку проложены четный и нечетный пути, позволяющие пропускать поезда со скоростью до 40 км/ч, соответственно третья товарная и четвертая товарная.

На въездах в 1 и 2 парки расположены телетайпные посты для списывания номеров вагонов.

Также ранее, до реконструкции в 2000-ых годах, у сортировки существовала разворотная петля (Гитара) с южной стороны.

В ранние времена замедление вагонов на сортировке осуществлялось примитивной тормозной вагой, потом горочной башмачной тормозной позицией, которая просуществовала довольно продолжительное время (до недавнего времени на сортировке в Волхове еще использовалась).
И наконец 1960 году была установлена АГС-ГТСС (автоматическое регулирование скорости движения вагона системы Гипротранссигналсвязь) с автоматической позицией (замедлители) впервые в СССР, а с 1972 года к ней добавилась динамическая модель станции по переработке документации вычислительной техникой, что позволило автоматизировать все операции на станции.

Сортировка была оборудована с 1948 года механической почтой. На первых порах действовала электро-подвесная система: контейнеры с поездными документами пересылались по натянутым через всю сортировку проводам с помощью роликовых подвесок. Несколько раз эту систему модернизировали. И наконец в 50-е года на её смену пришла подземная пневматическая почта, которая и сейчас работает. Её протяженность где-то 12 км.

Кстати в 70-е годы Ленгипротранс разработал план развития Ленинградского ж.д. узла, по которому планировалась сортировку ликвидировать и оставить на её месте небольшую станцию. И построить новую в районе Новолисино.

Интересный момент случился после удлинения парков 2 и 5 для длинносоставных поездов за счет станции Обухово, сортировка снизила свою пропускную способность. Резко возросло число режущих маршрутов. Короче теперь это считается невосполнимой ошибкой в РЖД, и зря потраченными деньгами.

Мало кто помнит, что в марте 1984 года на сортировке произошел грандиозный пожар. Пожарные поезда и несколько десятков пожарных машин тогда с трудом с ним справились. СМИ писали о сортирной мине замедленного действия в черте города на расстоянии 5 км от Невского.

EuroYura писал(а):Односторонняя механизированная горка в Шушарах (3 пучка, 17 подгорочных путей 6+6+5) вероятнее всего тоже принадлежит к узлу СПСМ

Является частью узла, кстати была почти закрыта из-за недозагруженности в 90-е
EuroYura писал(а):Единственное отличие Петербургской сортировочной от других, в том, что между двумя горками помимо локомотивных депо, цехов и прочих вспомогательных зданий, находится целый жилой квартал, построенный в 1-й половине XX века.

Квартал построен раньше, т.к. в нем жили рабочию обслуживающие южную часть сортировки.
А для обслуживания северной части был построен квартал у платформы Форфорвская.
EuroYura писал(а):Больше механизированных горок, в пределах Петербурга замечено не было

Раньше сортировочной горкой была оборудована станция Ручьи, остатки можно посмотреть и сейчас. На горке даже сохранился горочный светофор, а рядом здание горочного поста.
Последний раз редактировалось djtonik 08 сен 2011, 09:10, всего редактировалось 1 раз.
Причина: по просьбе автора исправлены опечатки
Аватара пользователя
Nomernoy
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 5145
Зарегистрирован: 10 окт 2005, 16:25
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Театральная
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Nomernoy »

Еще довелось видеть как не механизировано сортировали вагоны недалеко от Варшавского вокзала. Там даже здание сохранилось поста, если я не ошибаюсь.
http://maps.yandex.ru/?um=K3Q7jaEZntjls ... =sat%2Cskl
Изображение
Pautinych
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 16 июл 2007, 17:07
id ВКонтакте: 0
last_fm: pautinych
Станция метро: Чёрная Речка

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Pautinych »

есть подозрение, что http://wikimapia.org/13495801/ru/Пост-централизации-станции-Новый-порт это как раз не достроенный или разрушенный горочный пост
"Все было бы хорошо, если бы не было так плохо" (с)...
Аватара пользователя
Tigovik
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 17:45
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Просвещения
Откуда: С-Пб

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Tigovik »

Pautinych
На станции Новый порт некогда не было и не планировалось организовывать сортировочную горку. Здание строилось во время реконструкции (частично проведена) станции.
Планировалось, что здание объединит все станционные службы под одной крышей (как скажем недавно сделано в Автово), также большая часть здания уходит под размещение оборудование БМРЦ. Выступающая часть верхнего этажа сделана для контроля поездной и маневровой обстановки на станции визуально дежурным. Эту типовую часть можно много где встретить, например на посту ЭЦ Пискарёвка или Приозерск.
Последний раз редактировалось djtonik 08 сен 2011, 09:11, всего редактировалось 1 раз.
Причина: по просьбе автора исправлены опечатки
EuroYura
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Станция метро: Маяковская
Откуда: Ленинград

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение EuroYura »

Tigovik спасибо за дополнения и поправки, с парками немного разобрались. :)

Вот как радостно писали в прессе о реконструкции сортировочной в 2002-2003 году, и вот об этом самом 5-м парке. Вот достоверное подкрепление данного путевого развития, которые я описывал еще в 1998 году. Насколько я понял из фактов, которые Вы привели, вся эта реконструкция оказалась бесполезной.

Октябрьская магистраль №172 03/09/2003 писал(а):Есть стыковка!
Вчера в реконструкции пятого парка станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский пройден решающий момент. Произошла стыковка новых двухкилометровых путей, укладка которых велась с июля с двух сторон - от Обухово и от "Сортировки".
За восьмичасовое "окно" предстояло выполнить громадный объем работ силами многих предприятий, поэтому наращивание сил и подтягивание техники продолжалось всю ночь.
Работы на "окне" велись по всем правилам военной операции. Первыми в бой в 8.00 вступили энергетики: они демонтировали подвеску контактной сети, снимали опоры. Электромеханики ШЧ демонтировали приводы стрелочных переводов, напольные устройства. Путейцы готовились снимать старые пути и стрелки.
- Когда-то здесь был путепровод, на котором лежал главный путь, - рассказывает заместитель главного инженера Санкт-Петербургского отделения С.Можин.- Под мостом проходил путь южной горловины пятого парка. В прошлом году главный путь перенесли, мост убрали, конуса и насыпь разобрали. Сегодня предстоит в сжатые сроки, исходя из требований безостановочной работы "Сортировки", демонтировать этот нижний путь, насыпать грунт и создать площадку для укладки недостающих кусков четырех новых путей. По каждой из четырех осей надо проложить от 200 до 400 метров пути. К вечеру пути будут готовы для приема составов.
Войскам первого эшелона - контактникам - на демонтаж сети отводилось 1 час 20 минут. Вот уж и путь снят, обнажилась грязная щебенка, но на нее неумолимо надвинулась гора песка.
Началось заполнение проема, где когда-то ходили поезда. Такое мы видели в советское время по ТВ каждый год: при строительстве ГЭС в решающий момент камнями заполнялся проран, и соединялись берега реки.
За работу принялись мощные гусеничные бульдозеры, экскаваторы. Машины перемещали тысячи кубометров земли. Самосвалы постоянно подвозили грунт. Окончательную доводку площадки под пути вели катки.
В операции были задействованы серьезные силы строителей: ПМС-28, ПМС-29 и ПМС-88, всего - четыре укладочных крана. На подготовленное поле они опустили звенья решетки. Путь сращен, стоявший долгое время в бездействии состав дозаторов высыпает балласт. Машины быстро выправляют, рихтуют пути.
К вечеру техника и строители покинули поле битвы, оставив на нем четыре ровные нитки путей отправления. Старая горловина ликвидирована, новая смыкает пути, готовые принять по 150 вагонов, аж у самого Обухово.
Тут же на новые пути были поставлены первые составы. "Сортировка" работает non-stop.
В.САБЛИН


Октябрьская магистраль №180 11/09/2003 писал(а):Десять длинносоставных в смену
Первую неделю отработали на новых двухкилометровых путях работники 5-го парка станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский. За смену на них выставляется и обрабатывается до десяти поездов. Если раньше длинносоставные поезда приходилось обрабатывать по частям, то теперь на удлиненных путях можно сразу выставлять до 150 вагонов.
В обновленном парке обрабатываются грузовые поезда, следующие на Коштинское направление. Увеличение длины составов потребовало внедрения новых технологий выставления и обработки.
- Сейчас доводим до ума технологию технического осмотра вагонов на новых путях, - рассказал и.о. начальника станции С.Арифулин. - В 5-м парке увеличен штат осмотрщиков вагонов, на каждом составе работают две группы осмотрщиков-ремонтников. Разрабатываются новые нормативы осмотра состава.
Новые пути пока не электрифицированы, поэтому с их открытием возникли свои сложности. Увеличилось накладное время для обгона электровозом состава и вывода его в южную горловину к станции Обухово. В то же время вырос парк маневровых тепловозов: на горке теперь работает четыре тепловоза, а в 5-м парке - пять.
Реконструкция в 5-м парке продолжается. Пока не везде подготовлены междупутья, удобные для прохода вагонников. Со временем условия их труда улучшатся.
В.САБЛИН


Кстати говоря единственную фотографию, сделанную мной на пленочный фотоаппарат, я приводил ранее, но повторюсь.

...Я отошел метров на двести от платформы и остановился, сделать снимок. Вокруг тихо, безлюдно и красиво. Шум машин и людской гул остались где-то позади. Ярко светило солнце, и возникало ощущение, что я иду где-то за городом...


Изображение

Речь в отрывке была именно про этот снимок. В то время мне казалось, что эти все мосты и сооружения, будут стоять веками. Я тогда и подумать не мог, что именно это вскоре вырубят и переделают. Знал бы, что так все изменится потратил бы тогда всю пленку и сфотографировал мост, озера, путевое развитие, которого теперь нету и всю прилегающую к сортировочной территорию. Кстати говоря, остатки металлического столба, который виден впереди слева до сих пор хорошо заметны, когда идешь по песчаной дороге, построенной на месте канавы и лесополосы :D
Аватара пользователя
Tigovik
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 17:45
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Просвещения
Откуда: С-Пб

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Tigovik »

EuroYura да не за что.
Прокомментирую факты по подробнее.

Вопреки существующей теории и практике проектирования сортировочной станции, затеяли удлинение нечетной системы за счет станции Обухово, другие парки невозможно удлинить. Теперь 2 и 5 парки позволяют принимать и отправлять составы длиной 120 – 130 вагонов. Такая реконструкция снизила пропускную способность почти в полтора раза (офиц. инф.)

Раньше до реконструкции в четный парк прибытия можно было принимать одновременно два поезда: с Волховстроя и Шушар, или с Шушар и главного хода. В это же время можно было одновременно отправлять два поезда из нечетного парка отправления: на Волховстрой и главный ход, или на Волховстрой и Шушары, или на Шушары и главный ход. После удлинения парков их горловины объединены в одну, такого кстати нет ни на одной решающей сортировке России. В результате снизилась параллельность операций по приему и отправлению поездов. Если раньше станция Обухово обеспечивала манёвренность в поездном движении за счет возможности переключения прибывающих и отправляемых поездов с любого пути на любой путь, то теперь маршруты приема и отправления оказались жестко зафиксированными.

Существенно усложнилась и внутристанционная технология переработки вагонов. Поскольку пути в парке формирования остались короткими, то накапливать удлиненный состав приходиться либо на двух путях, либо переставляя первую половину состава в парк отправления, надолго исключая занимаемый путь из работы.

Также следует отметить зачастую с таким трудом сформированный длинносоставный поезд через 340 км вновь разъединяется ли укорачивается по станции Бабаево вследствие неприема его Северной дорогой. Следует заметить также, что кроме сортировки были реконструированы много станции до Бабаево для приема длинных поездов, на которые их практически и не ставят.

Я вот кстати до сих пор не пойму, зачем на станции открыт пункт подготовки полувагонов под погрузку, который кстати занял часть парка формирования. Просто пункт подготавливает полувагоны, которые затем следуют под погрузку на Западносибирскую дорогу – за тысячи километров!
EuroYura
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Станция метро: Маяковская
Откуда: Ленинград

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение EuroYura »

Tigovik писал(а):Я вот кстати до сих пор не пойму, зачем на станции открыт пункт подготовки полувагонов под погрузку, который кстати занял часть парка формирования. Просто пункт подготавливает полувагоны, которые затем следуют под погрузку на Западносибирскую дорогу – за тысячи километров!


Это такой ангар с полувагончиками и небольшими строениями возле путепровода? :) Если о нем речь, то я тоже помню, как строилось данное сооружение. Так ка это напрямую касается истории сортировочной, приведу небольшую историческую справку. Я тогда еще жил в Купчино и каждый день ездил через Ивановский путепровод. Там сначала была лесополоса с канавой, какой-то полуразрушенный забор и заброшенные столбы с гнилыми светильниками и торчащими изоляторами. Но какое-то путевое развитие слева на месте этого нынешнего ангара, все равно было. Парк формирования больше не стал. Вот нашел фотографию от 1 мая 1988 года:

Изображение

А ниже уже моя фотография 4 марта 2001 года. Стройка еще не началась.

Изображение

На фотографии справа видна эта самая лесополоса. Как я понял, нынешнее сооружение там начали строить в связи с реконструкцией сортировочной. И строили все это хозяйство достаточно долго.
На следующей моей фотографии от 18 апреля 2006 года, там еще вовсю идет стройка.
Изображение

А также фото 16 апреля 2006 года. Вид с платформы.
Изображение

Свежей фотографии нету (не дошел я туда), но как я понял, этот комплекс давно построен и функционирует.
MihVan
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 07 апр 2011, 21:53
Станция метро: Ломоносовская

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение MihVan »

Я так понимаю, что Шушары де-юро сортировочной станцией не является?
Аватара пользователя
Tigovik
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 17:45
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Просвещения
Откуда: С-Пб

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Tigovik »

MihVan С чего вы сделали такой вывод?
MihVan
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 07 апр 2011, 21:53
Станция метро: Ломоносовская

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение MihVan »

Tigovik писал(а):MihVan С чего вы сделали такой вывод?


Не вывод, а пожалуй вопрос. EuroYura писал:
Односторонняя механизированная горка в Шушарах (3 пучка, 17 подгорочных путей 6+6+5) вероятнее всего тоже принадлежит к узлу СПСМ,
.
В Бологое, к примеру, тоже есть горка, однако станция сортировочной не является, НЯЗ участковая, с наличием горки для роспуска составов. Вот и про Шушары хотелось бы пояснений.
Аватара пользователя
Tigovik
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 12 июн 2007, 17:45
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Просвещения
Откуда: С-Пб

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение Tigovik »

Шушары - сортировочная станция, Бологое и Волховстрой участковые станции.
MihVan
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 07 апр 2011, 21:53
Станция метро: Ломоносовская

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение MihVan »

Понятно, спасибо.
Последний раз редактировалось djtonik 08 сен 2011, 09:05, всего редактировалось 1 раз.
Причина: удалено избыточное цитирование
EuroYura
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 24 авг 2007, 15:13
Станция метро: Маяковская
Откуда: Ленинград

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение EuroYura »

Набрел на пару интересных вещей с форума tr.ru, где я еще пару лет назад пытался получить информацию о реконструкции сортировочной, но тогда так и не получил ожидаемого ответа, зато сейчас, когда случайно набрел на нее, нашел любопытный спутниковый снимок от 5 мая 2003 года и эскиз:

Изображение

Новые главные пути с пассажирским движением перенесены и спрямлены, а горловина парка отправления пока на старом месте. Видны следы от моста и старых путей по другую сторону оставшегося заболоченного озера.

Изображение
А это пробный эскиз местности, видимо сделанный по этой карте, только не пойму в чем он сделан.
Аватара пользователя
andreev
Сообщения: 2857
Зарегистрирован: 26 июн 2009, 16:30
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Славы
Откуда: Санкт-Петербург, ФПЛ

Re: Петербургская Сортировочная (СПСМ). Обзорная экскурсия.

Сообщение andreev »

EuroYura писал(а):А это пробный эскиз местности, видимо сделанный по этой карте, только не пойму в чем он сделан.

Судя по картинке - редактор карт для железнодорожного симулятора Trainz.
How could you be so blind?

Изображение
Ответить

Вернуться в «Ж.д.»