Концентрическая схема

Обсуждение карт, схем, звуковых объявлений, рекламы в метрополитене.
Ответить
Аватара пользователя
Игерратов
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 01:28
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кудрово
Контактная информация:

Концентрическая схема

Сообщение Игерратов »

Возникла тут идея пополнить анналы небезызвестной «Подземки Петербурга» оригинальной схемой (привет дружественному ресурсу), являющейся заодно элементом одного более крупного проекта. Размещаю эту схему (а точнее — семейство схем) и здесь, на форуме. Но чтобы было интереснее, заодно опишу и процесс создания.

Сразу оговорюсь, что схемы не являются фантазийными и, соответственно, отношения к подфоруму «Наши идеи, мечты и варианты» не имеют. Идея исключительно в «информационном пространстве и дизайне» + немного истории. Также прошу прощения за довольно объёмные картинки.


Факт: схема линий петербургского метрополитена сейчас состоит исключительно из диаметров. Многострадальная кольцевая линия так и не построена, несмотря на давние планы её строительства. Примерно до середины 70-х годов предполагалось не только «обвязать» центральные станции кольцом, но и провести хорды на севере и юге города. Связать их в «большое кольцо» не даст, в том числе, необходимость пересекать акваторию Финского залива.
Кроме того, в отличие от Москвы, развивавшейся «центробежно» — равномерно во все стороны от центра, концентрически (неслучайно кольцевая линия там появилась довольно скоро), Петербург развивался преимущественно в направлении «север—юг» (свою роль тут сыграли и многочисленные водные артерии города). Это тоже накладывает определённые ограничения на концентрические связи между станциями. Однако эти связи всё равно остаются, хотя вместо колец правильнее говорить об эллипсах, а сами связи не всегда очевидны. Также не стоит забывать о нормативах на расстояния между станциями метрополитена.
Одна из схем перспективного развития (Генплан)
Одна из схем перспективного развития (Генплан)


Итак, для начала берём официальную схему развития метрополитена до 2020 года и строим на ней кольца-связки. Хорошо видно, что в меридиональном направлении связи почти отсутствуют. Первые из построенных колец — в центре, насыщенные станциями второе («Адмиралтейская», Сенная площадь, «Звенигородская», площадь Восстания, «Чернышевская», предполагавшаяся станция на Марсовом поле) и пятое («Выборгская», «Петроградская», «Чкаловская», «Большой Проспект», площадь Репина, «Балтийская», «Фрунзенская», «Боровая», «ПлАН», планировавшиеся станции возле Смольного и ЛМЗ). Внешняя половина колец довольно очевидна, особенно на юге города. Отдельно стоит упомянуть кольцо вдоль центральной дуговой магистрали.
Концентрическая схема от руки.jpg

Из получившейся схемы выпадают пара «Купчино»—«Обухово», «Елизаровская» и «Политехническая». Есть проблемы и с планируемыми станциями на правом берегу Невы. Остальные станции более или менее вписываются в систему.
Следующий шаг — переход со схемы на карту города. В качестве подосновы берём склейку камрада Антонио, на которой дополнительно отмечаются свежеоткрытые и некоторые из планируемых и планировавшихся станций. Вообще, тут тоже стоило строить эллипсы, а не кольца. Но так как основные связи — горизонтальные, то на результат это значительного влияния не оказывает.
Концентрическая схема на карте.jpg

Зато появляется возможность определить тяготение станций к тем или иным дугам и, исходя из расположения сетки улиц, уточнить их размещение на схеме. Так, например, можно сместить наружу станции «Политехническая» и «Академическая»; определить тяготение «Елизаровской» к внутреннему кольцу; «вернуть на место» «Купчино» и «Обухово»; ввести дополнительное кольцо, на котором расположены Владимирская площадь, выходы «Маяковской» и «Гостинного Двора», упоминавшаяся в старых планах станция на углу Литейного проспекта и улицы Некрасова.

Учитывая эти уточнения, возвращаемся к схеме развития метрополитена до 2020 года и ещё раз обозначаем связи. На этой схеме линии специально оставлены незамкнутыми, чтобы процесс был более наглядным. На схеме обозначены: сплошными фиолетовыми линиями — очевидные, существующие концентрические связи; фиолетовым пунктиром — связи, которые должны быть, но определённые помехи (ж.-д. линия, непробитая или непрямая улица, большое расстояние) мешают её появлению; сплошными жёлтыми линиями — связи, учитывающие непостроенные, но планировавшиеся станции. Довольно показательна тут НВЛ, непостроенные станции которой прекрасно вписываются в общую схему.
Концентрическая схема в процессе.jpg
Метро как объект искусства
Аватара пользователя
Игерратов
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 822
Зарегистрирован: 28 янв 2005, 01:28
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Кудрово
Контактная информация:

Re: Концентрическая схема

Сообщение Игерратов »

Теперь можно перейти непосредственно к построению схемы. Основа схемы — 12 концентрично расположенных окружностей. На ней вчерне соответственно обозначаем как существующие, так и планирующиеся станции (сразу для двух схем). Заодно прикинем расположение Невы. Станции, выходящие за пределы схемы, возвращаем на 12-е, внешнее кольцо.
Концентрическая схема - эскиз.jpg


Дело за малым — причесать оформление, подписать станции, поставить копирайты. Получаем два варианта:

— актуальная схема линий петербургского метрополитена (отдельно указаны выходы станций: «Гостинный Двор» на канал Грибоедова, «Маяковская», «Спортивная» на Васильевский остров — строящийся);
— актуальная схема линий петербургского метрополитена (отдельно указаны выходы станций: «Гостинный Двор» на канал Грибоедова, «Маяковская», «Спортивная» на Васильевский остров — строящийся);

— схема развития петербургского метрополитена к 2020 году (согласно официальной концепции).
— схема развития петербургского метрополитена к 2020 году (согласно официальной концепции).


Напоследок — схема, учитывающая планировавшиеся когда-то, но так и не построенные станции. Не все, но самые перспективные (неоднократно упоминавшиеся в разных планах) и просто интересные. Многие из них не получили даже проектного названия — для них указана современная привязка.
Концентрическая схема проектов.jpg


P. S. А ещё очень хочется передать привет разработчикам недавней схемы зонального деления в метро. =@
Метро как объект искусства
Аватара пользователя
misha
Гуру
Гуру
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 22 июн 2004, 10:53
Станция метро: Рыбацкое
Откуда: Ленинград
Контактная информация:

Re: Концентрическая схема

Сообщение misha »

ай, красава!
спасибо. смотрю, по сравнению с тем, что ты мне присылал в конце мая - наметились сдвижки. продублируй мне в почту, если не сложно.
спасибо еще раз.
,
п. с. "гостинка" (с невским) и "достоевская" (с владимирской) - "натягивание карты на глобус") в прямом смысле моего любимого выражения, обозначающего притягивание за уши и выдавание желаемого за действительное ))
«Советский Ленинград» https://t.me/sovietleningrad
Ответить

Вернуться в «Информационное пространство и дизайн»