«Жетонное безумие»: интересная статья от tu2-167

Всё что касается оплаты проезда - жетоны, смарт-карты, юбилейные наборы, турникеты - обсуждается здесь
Ответить
Аватара пользователя
zet
Сообщения: 1949
Зарегистрирован: 21 окт 2006, 21:23
last_fm: vovka307
Станция метро: Комендантский Проспект
Откуда: Санкт-Петербург

«Жетонное безумие»: интересная статья от tu2-167

Сообщение zet »

Нашёл на просторах Интернета свежую статью уважаемого tu2-167. В оригинале читать удобнее, т.к. фотографии жетонов/монет идут в хронологическом порядке. А здесь графические вложения вставляются только в конец поста, к сожалению.

Жетонное безумие
На фоне сумасшествия, которое происходит в Петербургском метрополитене со скупкой жетонов, я решил написать этот пост. Рассказывать вам о турникетах глупо, об этом уже написал мой друг eugene_eu несколько лет назад Вы можете прочитать об этом в его журнале. Поэтому я решил написать о другом. Что же такое жетон для метрополитена и почему ограничили их продажу в эти предновогодние дни.

Сама технология оплаты жетонами не была придумана в России. И даже не была придумана в СССР. Для кого-то это может оказаться неизвестным фактом, но в 1958 году в Ленинградском метрополитене начали использовать жетоны. До этого момента для фиксации взаимоотношений между пассажиром и метрополитеном применялись бумажные билеты. В Москве в это время использовалось уже третье поколение жетонов.

Жетоны в 1958 году были введены по причине разномастности монет. Они имели разный внешний вид, но главное вес и диаметр.

картинка 1 картинка 2 картинка 3

Поэтому использовать для оплаты монету номинала 50 копеек в автоматических или полуавтоматических устройствах было просто невозможно. Для унификации был введён в обращение специальный жетон, который можно было купить в кассах метрополитена.

картинка 4

Жетоны продержались до 1961 года, когда в стране была проведена тотальная денежная реформа и на всех ценниках зачеркнули по одному нулю. Проезд стал стоить 5 копеек, а соответствующая монета приобрела дизайн и характеристики, которые не менялись на протяжении 30 лет.

картинка 5
картинка 6

Именно под эти монеты были впоследствии отстроены монетоприёмники всех типов автоматов. Для тех, у кого не было в кармане "пятачка" в кассовых залах располагались специальные разменные автоматы. Первые из них появились ещё в 60-е годы. Модель автомата была проста - АР (автомат разменный). Особенность их заключалась в том, что они могли выдавать "пятачки" в обмен на 10-ти, 15-ти и 20-ти копеечные монеты. Аппараты производились, если я не ошибаюсь, самим метрополитеном. Существовало несколько поколений таких автоматов.

Это благополучие продолжалось до 1991 года. Весной всем метрополитенам, которые подчинялись Министерству путей сообщения, было предписано повысить стоимость проезда до 15 копеек. Я отчётливо помню, как долго готовились к этому событию. Над линейками турникетов (на тот момент старого образца с выезжающими из турникетов барьерами) появились своего рода "флажки". Они представляли собой мачту, на которой были закреплены два указателя. Один представлял собой поле с кружком и цифрой "15", а с другой стороны был флажок с тремя кружками, в которые были вписаны цифры "5". Таким образом черех турникеты со стороны цифры "15" можно было пройти опустив 15 копеек одной монетой, а со стороны трёх кружков - опустив три "пятачка". Разменные автоматы остались, но был отключён размен 15-ти копеечных монет, по понятным причинам.
Только люди немного привыкли к такому принципу оплаты, как грянуло новое подорожание. Стало понятно, что угнаться за темпом инфляции с помощью перенастройки аппаратов не получится. Весной 1992 года проезд подорожал сначала до 50 копеек, а следом и до 1 рубля. Найти в кошельках населения достаточное количество мелочи, которое бы обеспечило свободное функционирование системы оплаты проезда не представлялось возможным. Было принято решение о выпуске жетонов, о которых в метрополитене не вспоминали уже 30 лет.

Аналогичное решение было принято и в других метрополитенах. Что интересно, жетоны Петербургского, Нижегородского и Самарского метрополитенов оказались похожи как братья близнецы и были выпущены на Ленинградском монетном дворе.

картинка 7
картинка 8
картинка 9

Впрочем, уже через год в Самаре отказались от использования металлических жетонов и перешли на пластиковые. А вот в Нижнем Новгороде те жетоны в хождении до сих пор. С этим связана одна из интересных историй, которую также можно сравнить с сумашествием нынешних дней.

В конце 2009 года разница в стоимости проезда на метрополитене Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга отличалась в два раза. В Нижнем платили за жетончик 9 рублей, а в Петербурге уже 20. Когда отток жетонов из города на Волге в город на Неве принял катастрофические мастштабы было принято единственно верное решение - заменить жетоны.

В этой истории хочется отметить пару любопытных фактов. В Петербургском метрополитене на кассах появилось объявление, что жетоны Самарского и Нижегородского метрополитенов являются полноправным платёжным средством. Эта мера была вынужденной, хотя с первого взгляда и создавалось впечатление, что в Петербурге поддерживают мошенников. На деле же всё выглядело следующим образом. Опущенные в турникеты иногородние жетоны смешивались с общей массой жетонов после инкассации и при пересчёте. Выглядывать и вылавливать их задача непростая, ведь подсчёт жетонов производится на специальной монетосчётной машине, которая не может различить жетоны по внешнему виду. А все массогабаритные характеристики у них одинаковые. Вылавливать с помощью кассиров? Тогда упадёт скорость обслуживания каждого покупателя. Таким образом чужеземцы стали попадаться среди тех жетонов, которые выдавали кассиры. В итоге особо бдительные граждане начали возмущаться, что "кассиры их обманывают". Дабы снять напряжённость жетоны пришлось признать ликвидными. Я лично в то время "обзавёлся" в петербургских кассах, наверное, пятью или семью нижегородскими жетонами.

Но вернёмся в Нижний Новгород. Как выяснилось, денег на изготовление новых жетонов у метрополитена не было. Поэтому пошли дешёвым, бюджетным вариантом - включили сверлильный и заточной станок. Не знаю сколько времени ушло на рассверливание всех жетонов Нижегородского метрополитена, но для того, чтобы жетоны не рвали карманы, пришлось на каждом из них удалять ещё и "юбку", которая образовывалась при сверлении. На жетонах до сих пор видны следы от "точила".

картинка 10

Самое интересное в этой истории, что Нижегородский метрополитен дал СМИ комментарий о "новых жетонах". Мол новые жетоны нельзя изготовить в домашних условиях, просто просверлив в них отверстие, ведь на самом деле они "дырявить старые жетоны вручную бесполезно, так как новые сделаны из другого сплава и для них установлены новые монетоприемники."

На самом деле никто жетоны не менял, но таким образом пытались "отомстить" запасливым нижегородцам и предприимчивым петербуржцам.

Что интересно, в Нижнем Новгороде неоднократно сталкивались с проблемой отстутсвия жетонов в кассе. Нередко отмечали случаи, когда оплату начинали принимать наличными контролёры у турникетов. Очень часто это случалось перед Новым городом, который совпадал с подорожанием. В наступающем 2015 году проезд в Нижегородском метрополитене подорожает с 16 аж до 20 рублей. Поэтому неудивительно, что город на Волге испытывает сегодня тоже самое, что и Петербург - дефицит жетонов и тотальную скупку их населением.

Давайте представим на секунду, для чего же Петербургский метрополитен ввёл ограничение на продажу жетонов. Всего с 1 марта 1992 года было выпущено более 40 миллионов!!!! жетонов. Понятно, что существенная часть за 22 года успела осесть в карманах коллекционеров и нумизматов. Думаю, что если вы перероете дома все ящички и карманы, то пяток жетонов точно найдёте. А это уже около 5-7 миллионов жетонов "в обороте". Так что фантастическая на первый взгляд цифра не столь и велика.

На 1 ноября 2014 года (когда стало известно о предстоящем подорожании, как неотвратимой перспективе) в кассах метро и турникетах покоилось около 2 млн. жетонов. При этом ещё около 500 тыс. жетонов находилось "в резерве" метрополитена на всякий случай. На протяжении ноября и декабря народ основательно затарился жетончиками. К 25 декабря в кассах и турникетах станций осталось всего лишь около 500 тыс. жетонов, а "в резерве" осталось всего лишь 200 тысяч. И это учтите, что в жетонную массу было влито дополнительно 1,3 млн. "юбилейных" жетонов. Таким образом народ успешно припас по мешкам и кладовкам около 3 млн. жетонов!!! А если разделить 500 тысяч жетонов на 73 вестибюля (конечно это не совсем верно и количество жетонов соответствует пассажиропотоку, но тем не менее) - это значит, что в каждом вестибюле условно "осталось" всего по 7 тысяч жетонов!!! Для справки: 7 тысяч человек проезжает за час по одному эскалатору. Конечно, положение спасают многоразовые проездные билеты на электронных носителях. Однако на некоторых станциях вытряхивать турникеты приходится уже 4, а то и 5 раз за день!!!

Конечно, Петербургский метрополитен попытался сделать всё, чтобы у пассажиров была возможность приобрести одноразовое средство оплаты. Ведь если оно пропадёт из касс, то мы с вами тут же услышим вопли возмущённой общественности, что "метро припрятало жетоны в связи с предстоящим подорожанием". Никто не может поверить, что жетоны могут просто закончиться. Многие люди, а среди них есть и журналисты, и депутаты, и просто видные общественные деятели, винят в этом метрополитен, что тот "не позаботился". А о чём он мог позаботиться? Заказать дополнительно миллионов 20 жетонов? А ведь подобная ситуация уже была, просто многие о ней забыли. В декабре 2004 года из-за аналогичной массовой скупки жетонов в продажу были выпущены магнитные карты с одной поездкой. Много тогда шумели?

Но не забывайте, что изготовление каждого жетона стоит денег. К сожалению, наш Петербургский монетный двор "Гознака" хранит тайну стоимости жетона. Вы можете легко заказать жетон с коровкой, собачкой или корабликом, но для того, чтобы узнать цену вам надо быть юридическим лицом любой формы собственности и отправить запрос в их адрес.

Поэтому нам остаётся предполагать, что стоимость одного жетона (которая безусловно зависит от тиража) составляет что-то около 50 рублей за штуку. Основное преимущество жетона в платёжной системе - его износостойкость. Заказав его единожды он может очень большое количество раз обернуться в системе и при этом не требуется новых затрат на его возобновление. Электронные карты в этом значительно уступают, если есть желание обеспечить оплату разовых поездок. Ведь в каждый, пусть даже и бумажный билетик надо прошить электронную начинку, которая должна будет сообщить турникету об оплаченном проезде. А начинка стоит денег, которые придётся закладывать в себестоимость поездки.

Конечно в этой связи очень выгодными выглядят возвратные жетоны с электронным чипом внутри. Такие применяются в Казани. Особенность этого самого молодого метрополитена в России - жетон действует только в день покупки. Впрочем, такое правило было в 2009 году, когда я посещал Казань. Сейчас на сайте МУП "Метроэлектротранса" указано, что жетон не имеет срока действия.

картинка 11

Что интересно, в Петербурге проходила эксплуатация "умных" смарт-жетонов. Их начали использовать в конце 2006 года для оплаты провоза багажа. Через 90 дней такой жетон превращался в "тыкву", то есть попросту переставал действовать и при опускании в турникет - "съедался". Почему они не пошли в серию - загадка. Если я смогу её узнать, то расскажу вам.

картинка 12

Ещё один интересный факт в том, что багажные жетоны, жетон Казанского метрополитена и даже Алма-Атинского были изготовлены в Гонконге. При этом на сайте производителя в портфолио Алма-Атинский жетон прописан, как Russian Transportation Token. Кстати, эта фирма изготавливала жетоны и для многих иностранных метрополитенов и транспортных систем. CET International Co., Ltd. (CET)

На этом, пожалуй, я и закончу свой сегодняшний рассказ. Хочу заметить лишь одно - проблема очередей перед очередным подорожанием была всегда. И даже другие города не избежали этого. Но вот общее состояние общества и терпимости очень сильно изменилось и не в лучшую сторону. Раньше такого количества истеричных воплей с призывом "наказать всех причастных" не было. В этой ситуации я больше всего сочувствую сотрудникам и руководству метрополитена, которые пытаются не допустить истощения жетонов в кассах.

Я думаю, что сложившаяся ситуация подтолкнёт к переходу на новые формы оплаты. Ведь в конечном счёте, желание нескольких тысяч человек сэкономить от 300 до 2000 рублей (я просто не представляю, как можно сэкономить больше) в наступающем году, привели к проблемам у сотен тысяч пассажиров. Следует срочно определиться с выбором платёжной системы на всём транспорте, как наземном, так и подземном. А металлическим жетонам давно уже припасено место в истории...

© http://tu2-167.livejournal.com/399463.html
Вложения
© tu2-167
© tu2-167
462127_300.jpg (17.41 КБ) 2485 просмотров
© tu2-167
© tu2-167
463426_300.jpg (16.7 КБ) 2485 просмотров
© tu2-167
© tu2-167
464158_300.jpg (9.94 КБ) 2485 просмотров
Аватара пользователя
Kaamoos
Сообщения: 9703
Зарегистрирован: 04 июн 2012, 19:33
Станция метро: Крестовский Остров
Откуда: Ленинград

Re: «Жетонное безумие»: интересная статья от tu2-167

Сообщение Kaamoos »

Интересная статья. Верхний жетон никогда не видел. А третьи снизу - были очень недолгое время, и по-моему для багажа.
It's good to see you again!
Ответить

Вернуться в «Оплата проезда»