Нарвская

Здесь обсуждаем все, что связано со станциями нашего метрополитена
Ответить
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13802
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Нарвская

Сообщение в40 »

Скопирую текст сюда. Пусть останется для истории.
От вождя остался клочок рубашки

Мозаичное изображение «Сталин на трибуне» в торце «Нарвской» было создано на основе картины художника А. М. Герасимова «И. В. Сталин делает отчетный доклад на XVII съезде ВКП(б) (1939 г.)». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

О том, что торец «Нарвской», одной из восьми первых станций ленинградского метро, украшало когда-то мозаичное изображение Сталина, знают, наверное, многие. Уж слишком необычный это эпизод из истории нашей подземки: после развенчания «культа личности» мозаику спрятали, возвели фальшьстену, существующую там и сегодня. О судьбе произведения искусства по сей день можно услышать немало версий: говорят, будто бы оно сохранилось под толстым слоем штукатурки...

Оказывается, ничего подобного: в 1961 году мозаику демонтировали. Причем достаточно брутально - просто разбили отбойными молотками. Какое-то время куски бетона со смальтой хранились в мешках на складах, но они занимали много места, и их вывезли как строительный мусор.

Несколько сохранившихся фрагментов мозаики можно увидеть в интерактивном центре истории метрополитена, что у станции метро «Приморская». В основном это фрагменты с красной смальтой, создававшей фон изображения, и только на одном, предположительно, часть воротника рубашки вождя...

Вообще в оформлении станций ленинградской подземки в полной мере отразилась идеология разных лет. Особенно первых восьми, от «Площади Восстания» до «Автово», движение по которым открылось 15 ноября 1955 года.

Так, в подземном зале станции метро «Площадь Восстания» на бронзовых барельефных медальонах, увитых дубовыми листьями, были изображены ключевые моменты революции 1917 года. Всего барельефов было десять - по пять с каждой стороны (то есть по два одинаковых). Они располагались по хронологии слева направо, чтобы можно было проследить ход событий.

На первом барельефе (скульптор А. И. Далиненко) изображен Ленин, выступающий 3 апреля 1917 года с броневика у Финляндского вокзала после возвращения из эмиграции. Следующий сюжет - «В. И. Ленин в Разливе» (скульптор В. Б. Пинчук). На третьем медальоне (скульптор А. В. Разумовский) запечатлены матросы «Авроры», сходящие на берег, а на заднем плане и сам революционный крейсер.

Понятно, центральное место занимал барельеф «Штурм Зимнего дворца» (скульптор В. И. Татарович). И, наконец, последний сюжет - «Провозглашение Советской власти на II Всероссийском съезде Советов» (скульптор Г. Д. Ястребенецкий). Там был изображен Ленин, выступающий с трибуны.

При строительстве перехода на «Маяковскую» четыре барельефа пришлось снять - осталось шесть. Больше всего не повезло Татаровичу: убрали оба его медальона «Штурм Зимнего дворца», по одному - Пинчука и Разумовского...

В соответствии с начальными проектами центральное место в оформлении вестибюлей и подземных залов первых станций Ленинградского метрополитена должен был занять образ Сталина. Однако к моменту открытия метро в 1955 году наличествовало только три его изображения - на «Площади Восстания», «Технологическом институте» и «Нарвской». До наших дней из них сохранилось только одно - на «Площади Восстания». На барельефе Г. Д. Ястребенецкого Сталин стоит за спиной Ленина - между колонной и знаменем.

Четыре бронзовых медальона с изображениями «основоположников научного коммунизма» - Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина - первоначально украшали центральный овальный подземный зал «Технологического института». В связи со строительством перехода на станцию «Технологический институт-2» в 1961 году барельефы Сталина и Энгельса сняли, сейчас они находятся в интерактивном центре истории метрополитена.

Автору статьи удалось обнаружить на барельефах автографы их создателей. Как выяснилось, портрет Энгельса изваял уже упоминавшийся Григорий Данилович Ястребенецкий, барельеф с изображением Сталина - Татьяна Сергеевна Кирпичникова. В годы войны она находилась в осажденном городе, создавая портреты защитников Ленинграда. Наиболее известное ее произведение - бюст дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации В. И. Ракова на Аллее героев в Московском парке Победы.

Ленинская и революционная тема присутствовала и на других станциях первой очереди. Подземный зал «Кировского завода» украсил бюст Ленина, а торцевую стену подземного зала «Балтийской» - панно «1917 год», выполненное по эскизу художников Г. И. Рублева и И. Г. Рублева (отца и сына) в технике флорентийской мозаики.

И в дальнейшем тема Октябрьской революции продолжала активно использоваться в оформлении станций метро. Так, в кассовом зале «Площади Ленина» в 1965 году было установлено огромное мозаичное панно «Приезд В. И. Ленина в Петроград в апреле 1917 года» работы художников А. А. Мыльникова и А. Л. Королева. В торце «Елизаровской», открытой в 1970 году, - декоративная решетка с барельефом «Солдаты революции» (автор Д. М. Никитин). Над эскалаторным ходом станции «Гостиный Двор» в 1977 году был смонтирован витраж А. Л. Королева, посвященный расстрелу демонстрации 3 июля 1917 года на углу Невского и Садовой. Цветные стекла заполняют каркас из правильных шестиугольников, напоминающий мощение Невского в те времена.

О нелегальном возвращении Ленина из Финляндии в октябре 1917 года напоминает барельеф Ленина (скульптор Г. Д. Ястребенецкий) и памятная надпись на торцевой стене «Удельной», открытой в ноябре 1982 года. А в пространстве над эскалаторами «Новочеркасской», вступившей в строй в 1985 году, помещен витраж из цветного стекла под названием «Побеждающая революция» (художники В. Г. Леканов и В. П. Гусаров). Это было последнее обращение к революционной теме в оформлении ленинградского метро.

Стоит заметить, что в отличие от Москвы, где по разным причинам свое название и оформление поменял не один десяток станций подземки, у нас в постперестроечные времена переименовали только три: «Комсомольская» стала «Девяткино», «Красногвардейская» - «Новочеркасской», а «Площадь Мира» - «Сенной». Все остальные советские названия остались, включая «Площадь Ленина» и «Ленинский проспект». И в оформлении станций с тех пор никаких изменений по идеологическим причинам не производилось...
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
AMG
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 20 янв 2016, 21:48
Станция метро: Технологический Институт-2

Re: Нарвская

Сообщение AMG »

Добавлю, что в бумажном варианте СПбведомостей есть цветная фотография оставшихся фрагментов
Den.S
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
id ВКонтакте: 3852797
Станция метро: Кировский Завод
Telegram: densok92
Контактная информация:

Re: Нарвская

Сообщение Den.S »

Как я понимаю, Нарвская осталась единственной станцией, где сохранен оригинальный рисунок "под дерево" на балюстрадах эскалаторов. По крайней мере среди станций 50-60-х годов пуска.
Запечатлеть бы еще разок, а то скоро закрасят, как уже везде и сделано.
Леонид Струве
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 24 авг 2019, 15:18
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Садовая

Re: Нарвская

Сообщение Леонид Струве »

Что, всё же, является определяющим признаком того, что станция нуждается в капитальном ремонте? В конце нулевых из СМИ в СМИ кочевала информация про 2012 год, прошло 8 лет, разный "молодняк" закрывается, а "Нарвская" спокойно стоит без ремонта.
В чё тут дело? Было что-то критическое, что удалось устранить без закрытия?
Аватара пользователя
MetroGnom
Сообщения: 5725
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 16:47
Станция метро: -------

Re: Нарвская

Сообщение MetroGnom »

Станция, в принципе, и сто лет простоять может без критических разрушений. А вот эскалаторы нужно бы менять по истечению требуемого срока в 50 лет (в идеале - 40). Определяющими, кроме физического устаревания, могут стать постоянные и/или усиливающиеся протечки, начинающиеся разрушения и т.п.
"Нарвская", если я правильно понимаю, стояла в очереди именно из-за своего возраста и необходимости замены эскалаторов.
Den.S
Сообщения: 4350
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:14
id ВКонтакте: 3852797
Станция метро: Кировский Завод
Telegram: densok92
Контактная информация:

Re: Нарвская

Сообщение Den.S »

Про закрытие Нарвской активно говорили еще в 2009-м, но так ничегои не произошло. Во многом из-за провала эскалаторов Христича, которые планировали ставить и здесь.
Сейчас, если удачно встанут 4 ленты эскалаторов на ТИ, то, вероятно, и сюда поставят.
Адмирал
Сообщения: 2003
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 21:16
Станция метро: Юго-Западная
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Нарвская

Сообщение Адмирал »

Возможно, сроки ещё частично зависят от очерёдности с ремонтом и строительством второго выхода соседней Балтийской?
Аватара пользователя
Metroschemes
Сообщения: 6460
Зарегистрирован: 22 окт 2005, 04:19
id ВКонтакте: 0
last_fm: Metroschemes
Станция метро: Парнас
Откуда: Питер
Контактная информация:

Re: Нарвская

Сообщение Metroschemes »

Про второй выход Балтийской заговорили гораздо позже, чем про ремонт Нарвской.
Всего за месяц ЗЕНИТ взял три трофея и одну станцию метро!
Заходите на мой сайт: Схема метро - История метрополитенов в схемах!
AlexeiG03
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 04 янв 2023, 01:17
id ВКонтакте: 678948
Станция метро: Василеостровская

Re: Нарвская

Сообщение AlexeiG03 »

А кто-нибудь знает, работает ли дежурная у эскалатора, про которую писали, что она забавно хмурит носик. А то частенько пользуюсь Нарвской что-то такую не замечал:))
Ответить

Вернуться в «Станции»