в40 писал(а):Если в условиях слабых грунтов можно строить двухпутный тоннель, то однопутный - и подавно.
Да, только нам однопутных тоннелей надо два. Значит, копать два раза. Все сложности из-за слабых грунтов получить дважды.
(соответственно, - можно делать более тонкие ограждающие конструкции котлована, что уменьшит расход арматуры, бетона и, металлопроката на его раскрепление). За счёт меньшей площади проще поддерживать устойчивость забоя перегонного тоннеля при проходке. Про разницу в объёмах разработки и утилизации грунта писалось неоднократно.
Только не забудьте всё это умножить на два. Если двухпутный тоннель, условно, требует в полтора раза больше материалов, выдаёт в полтора раза больше отходов, чем однопутный тоннель (большой детина жрёт и срёт в полтора раза больше, чем обычный человек), то выгоднее - двухпутный (детина выгоднее двух человек). Если взять и сравнить проходку двумя однопутными щитами одновременно (в одном и том же направлении) либо одним двухпутным щитом - какой из двух вариантов будет выгоднее по срокам, по глубине заложения и по экономике? Напомню, что для меня существует только первые два критерия.
На подходе к "Беговой" плывун передал двухпутному щиту большой и горячий привет - можно посмотреть на ютубе, как боролись с водой, которая вытекала изо всех щелей. Был бы однопутный - было бы гораздо проще пройти эту проблемную зону.
Были бы два однопутных - два раза пришлось бы проходить проблемную зону, разве не так? Может быть, в таких случаях полезнее двухпутный - один раз на нём проехал через сложный участок, зато потом расслабился? Я не знаю, только задаю вопросы, прошу прокомментировать этот момент.
Вообще сколько у нас сейчас в наличии работоспособных ТМПК, однопутных или двухпутных, чтобы начинать Великий Поход под землёй ради светлого будущего? Сколько из них могут работать в условиях обводнённых грунтов? Сколько из них можно использовать на глубоком и на мелком заложении? Такие грунты как на НВЛ, наверное, не любой из имеющихся ТМПК, способен легко и просто пройти. А для быстроты строительства любой новой линии придётся запускать два однопутных ТМПК либо с одного стартового котлована, либо навстречу другу другу. Соответственно, предъявляется требование, чтобы они были парными, по отношению к друг другу: чтобы работали чётко и в унисон, чтобы шли параллельно и ровно, чтобы выдерживали промежуточные сроки проходки реперных точек, чтобы их запчасти были взаимозаменяемые для скорейшего ремонта, чтобы проходчики и обслуживающий персонал знали всю их матчасть, чтобы гарантийное обслуживание осуществлял один и тот же производитель? Есть ли у нас хотя бы два таких ТМПК, удовлетворяющих этим условиям? Скорее всего, нет. ОК, а есть у нас вообще хотя бы два однопутных ТМПК, которые можно было бы запустить вместо "Надежды" ... ну хоть на НВЛ? А я пока вообще не вижу свободных щитов в городе - все на работе. Правда, если однопутные окажутся выгоднее, лучше прикупить несколько пар.