Re: Сбор подписей для письма Губернатору
Добавлено: 14 сен 2011, 21:44
Да нет, давайте лучше подождём следующего губернатора...
Форумы любителей метро в Петербурге
https://www.subwaytalks.ru/
Губернатору Санкт-Петербурга
Полтавченко Г.С.
КОПИЯ
Председателю КГИОП Санкт-Петербурга
Макарову А.И.
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Обращаемся к Вам по поводу проблемы, связанной с серьезными нарушениями охраняемого облика подземных объектов культурного наследия – станций Петербургского метрополитена 1-й (Кировско-Выборгской) линии.
Речь идет о непродуманной реализации так называемого «нового информационного пространства» (сокращенно НИП), которое охватывает все больше и больше станций нашего метро. Это не просто установка очередной разновидности маршрутных указателей (их типы, как на подвесных лайтбоксах, так и на путевых стенах, менялись и ранее). Налицо радикальное изменение облика подземных залов и вестибюлей метро – многие из них при этом являются охраняемыми памятниками культуры, а многие другие, хотя и не имеют такого официального статуса, обладают продуманным и гармоничным архитектурным решением. К сожалению, реализация НИП учитывает эти особенности петербургского метро далеко не всегда.
Изначально потребность в радикальной смене информационной системы метро была обоснована необходимостью приведения ее к мировым стандартам – ведь Петербург притягивает гостей со всего мира, и информационное обеспечение стоит далеко не на последнем месте в требованиях туристической инфраструктуры. Поэтому вполне мотивированной и объяснимой является потребность в латинской транслитерации на схемах и указателях станций. Но при старой схеме отображения маршрутов следования, когда перечислялись все станции по данному направлению, на подвесных лайтбоксах для латиницы просто не нашлось бы места. Поэтому новые указатели с подсветкой теперь содержат только наименование конечной станции следования по данному пути (как это принято во многих метрополитенах мира). Ну а более подробная информация со всеми попутными станциями остается на путевых стенах.
Для облегчения ориентирования гостей нашего города подсвеченные указатели (ранее имевшие стандартную белую засветку) теперь обрели не только транслит, но и цвет линии следования (красный – М1, синий – М2, зеленый – М3, оранжевый – М4 и фиолетовый – М5). И вот это обилие ярких цветовых пятен плохо вписывается в интерьеры многих станций, при художественном оформлении которых, разумеется, когда-то были использованы оригинальные цветовые решения. Более того, на станции Владимирская (первой из станций-памятников, на которую недавно пришли новые указатели) красный цвет лайтбоксов М1 практически неотличим от оранжевого М4. Но проблемы с цветопередачей – не самая большая беда НИП.
Дело в том, что в стремлении максимально облегчить ориентирование людей, не знакомых с сетью нашего метро, создатели НИП поставили перед собой следующую задачу: по прибытии на станцию каждый человек в каждом вагоне должен понимать, куда он приехал. Для этого издавна служили объявления станций, однако для полноты восприятия (особенно туристами, не владеющими русским языком) было решено аудио-информирование дополнить визуальным. Решение получилось настолько же простым, насколько и радикальным – на путевых стенах станций появляется полоса (разумеется, цвета линии следования!), на которой повторяется надпись «Новочеркасская Novocherkasskaya Новочеркасская Novocherkasskaya» ровно столько раз, сколько окон имеется в поезде метро! Теперь уже и самый рассеянный иностранец (по замыслу авторов) не сможет проехать нужную ему станцию!
Практическая реализация именно этого замысла как раз и наносит непоправимый вред архитектурному облику станций. Ведь цвет «изоленты» одинаков на всех станциях конкретной линии, абсолютно вне зависимости от их изначального цветового решения! Но даже если отвлечься от сомнительной эстетической составляющей такого способа информирования, то практика показывает – с функциональной точки зрения он также не выдерживает критики. Раз уж надо информировать тех, кто находится в поезде, почему бы не выводить информацию о станции прибытия на терминал с бегущей строкой, которыми уже оснащены некоторые наши вагоны? Такая информация будет восприниматься гораздо надежнее, и ее можно подавать заранее, не дожидаясь остановки. Ведь – и это главное – в переполненном вагоне и в окошке (довольно плотно заклеенном рекламой!) не всякий раз увидишь надпись на ленте, сколько бы она ни повторялась. Ну а те пассажиры, которые находятся на самой станции, при виде «ленты названий» испытывают чувство «дурной бесконечности». При этом на некоторых станциях ради этой ленты уже убрали оригинальные буквы с путевых стен.
Кроме того, в нашем метро имеется достаточно много «горизонтальных лифтов», называемых также станциями закрытого типа. Где же в этих станциях наклеены слова «Гостиный двор Gostiny dvor Гостиный двор»? Да непосредственно на стенах подземного зала, где их пассажиры из вагонов увидеть не могут по определению (если не стоять у самых дверей при открытии). Зато на «открытой» станции Достоевская полоса наклеена и на путевых стенах, и на карнизах центрального зала! При этом «веселенькая» оранжевая лента абсолютно дисгармонирует со строгим цветовым решением станции. Такая же картина – чудовищный конфликт оранжевой полосы и общего оформления – присутствует на станции Ладожская. Кроме того, на Ладожской в качестве подставок для дуг крепления новых лайтбоксов использовали светильники подземного зала. Видимо, дизайнеры были не в курсе, что светильники эти символизируют свечи памяти обо всех жертвах ленинградской блокады, ведь и название, и оформление Ладожской непосредственно связано с темой Дороги жизни! А что же мы видим на стенах станций Владимирская, Пушкинская, Площадь Восстания, Нарвская? Благодаря ярко-алой ленте НИП, обязательной для «красной» линии, эти охраняемые памятники культуры превратились в подобие станции Пионерская! Зато ее оригинальная красная полоска теперь дополнена бессмысленной, но такой «нужной» для ориентирования синей полосой (ведь Пионерская Pionerskaya Пионерская находится на «синей» линии). Еще одна примета НИП – наличие автоматизированных информационных стоек «инфо SOS». На станции Владимирская эта стойка полностью заслонила красивый декоративный щит в торце подземного зала, хотя ее с не меньшим успехом можно было разместить в углу, который пассажиры минуют по дороге к эскалаторам. Подобных примеров можно привести очень и очень много, из чего следует неизбежный вывод – реализация «нового информационного пространства» в Петербургском метрополитене не учитывает его исторических особенностей и ценности облика многих и многих станций.
Мы понимаем, что без новых подходов к информационному пространству, к пассажирской навигации наше метро обойтись не может. Но нельзя забывать и о том, что многие подземные залы нашего метро – это истинные памятники. Нельзя уродовать их поспешными, непродуманными решениями, нельзя втаптывать в небытие труд замечательных архитекторов, благодаря которым наше метро прославлено в всем мире. Ведь иностранные туристы, об информационном обеспечении которых пекутся творцы НИП, зачастую только для того и спускаются в петербургское метро, чтобы полюбоваться им!
По сообщениям СМИ, проблема облика наших подземных памятников культуры недавно была вынесена на обсуждение Совета по культурному наследию Петербурга. Но пока обсуждения идут своим чередом, уродливая «изолента» распространяется на новые и новые станции. Убедительно просим Вас принять меры для прекращения реализации «новой информационной политики» в том виде, в каком она осуществляется сегодня, и для немедленной ликвидации элементов НИП, уродующих облик станций – памятников культуры.
С уважением,