Хотел поделиться впечатлениями о недавней поездке в Баку, а именно о Бакинском метрополитене. Начать хотелось бы с фотосъемки.
Ситуация с фотосъемкой в Баку одна из самых сложных на всем постсоветском пространстве, хуже только в Ташкенте. Месяца за 3 до поездки я решил попробовать написать в управление просьбу выдать мне разрешение на съемку. Отправил несколько писем, но ни на одно я так и не получил ответ. Ничего не оставалось делать, как явиться в управление с этим вопросом лично по приезде в Баку. Как раз повезло, что управление располагалось в двух кварталах от хостела, где я остановился. На входе встретили очень вежливо, с явным желанием помочь. Сказали что для решения таких вопросов нужен сам начальник метрополитена, который в тот момент отъехал на совещание в электродепо. Сказали что он вернется через час и предложили зайти позже. Я пришел спустя несколько часов снова, на что мне сказали что начальника метрополитена оповестили о моем визите, но тот сказал что не в силах помочь, т.к. выдача разрешений на съемку не в его полномочиях, за это отвечает КГБ (ну или ФСБ), он передал извинения, слова радости что к ним в гости приехал коллега из Петербурга и подарок - набор открыток с фотками станций (мол, раз вам фото будет не сделать, держите хоть открытки). А так, необходимо было написать им минимум за 2 недели, чтоб они мой запрос передали в КГБ и те рассмотрели, правда сказали что иностранцу получить разрешение практически нереально. Замкнутый круг, я писал задолго до поездки, но мне так никто и не ответил.
Чтож, я решил использовать другую тактику, о которой мне говорили знакомые любители метро, побывавшие в Баку - искать сотрудника полиции на разных станциях и спрашивать на месте уже. Так я поступил на 7 станциях, которые хотелось отснять в первую очередь. Во всех случаях сотрудники полиции вели себя доброжелательно, но в каждом из 7 случаев ответ был разный:
Станция "Ичери Шехер" - разрешили фоткать только в центральном зале.
Станция "Гянджлик" - после долгих расспросов и объяснений "Что красивого в этой станции" разрешили сделать 1 кадр на мобильный телефон
Станция "Нариман Нариманов" - запретили вообще снять. Тоже самое на станции "Гага Гараев"
Станция "Низами" - разрешили фоткать только мозаики, общий вид станции - нет, причем сотрудник полиции перемещаясь по станции следил чтоб я ни дай бог не сфоткал общий вид. Все же пару кадров не мозаик мне сделать удалось.
Станция "Элмляр Академиясы" - разрешили сфоткать только себя на фоне станции.
Станция "Насими", полицейский разрешил пофоткать но не много, это привело к спору полицейского с красной шапкой о запрете съемки, типа "ты что, тут же камеры, увидят все!"
К слову о камерах. Камер в метро чертовски много. На станциях камеры повсюду, на пилонных станциях они в каждом проходе, на платформах через каждые 10 метров. Даже в стандартные номерных в салонах висит по 5 камер. На каждой станции дежурит стандартный комплект сотрудников: по 2 красные шапки - провожают и встречают с диском каждый поезд (привет совок), 2 мента на платформе, 1 мент и контроллер у турникетов. Незаметно в таких условиях фоткать почти невозможно.
Казалось бы, раз полиция кое как разрешала фоткать, значит в камеры особо никто не смотрит. Выбирая слепые зоны я сделал несколько снимков на двух других станциях на свой страх и риск. В тот же вечер поймав 81-760-й со сквозным проходом на последнем перегоне "Азадлыг проспекти" - "Дарнагюль", я решил поснимать салон. Выйдя на конечной станции "Дарнагюль", я сел на скамейку, думая сфоткать состав снаружи. В этот момент вижу что ко мне бежит машинист этого поезда со словами "Я видел по камерам что вы фотографировали, а это запрещено. Я должен отвести вас в полицию!", я кое как отмазался, прикинувшись дураком-туристом, не знающем о запрете. Но больше всего убило то, что машинист черт возьми видимо больше в камеры смотрит нежели ведет поезд!
На другой день я решил прокатиться на станцию "Бакмил", куда поезда ходят с интервалом 40 минут в часы когда нет заходов и выходов из депо. Приехав на станцию, ко мне тут же подошли полицейский и красная шапка со словами "Что вы здесь делаете?". От греха по дальше я решил соврать, что я просто ошибся и уехал не туда. Мне сказали что обратный поезд будет через 30 минут. Идти пешком до ближайшей станции "Улдуз" не хотелось, места кругом не интересные. Прямо на против станции - главное здание КГБ. Печально известный по истории с Болашенко мостик над путями, с которого я думал тихо сфоткать накрыли мелкой сеткой-рабицей, что сделало невозможным нормальную съемку оттуда. С учетом всей сложившейся обстановки фотик на этой станции я не решил доставать.
А вообще в Баку очень интересный метрополитен. Это и уникальная вилочная схема движения, интересная архитектура старых станций, пилонный станции с укороченным центральным залом и 3 проходами, узел "28 мая" - "Джаффар Джабарлы", сложный перегонный тоннель "28 мая" - "Низами" с уклоном 65 тысячных и подпорками-усилениями обделки. Интересен подвижной состав, куча разных окрасок номерных. Бакинский 81-760-й понравился и интерьером и экстерьером. Хорошо работает кондей.
В Бакинском метро довольно жарко, ситуацию усугубляет тот факт, что в любое время в метро ездит много народу. В час пик на станции "28 мая" не всегда удавалось сесть в поезд с первого раза. Линии им необходимо срочно разделять. Вроде как строительство перегона "Джаффар Джабарлы" - "Низами" должно начаться в ближайшее время. Строительство метро движется, правда открытие 3 линии откладывают уже не первый год, но работа идет, как на участки "Ази Асланов-2" - "Ени Гюнашлы". Стройплощадки посмотрел снаружи.
Ниже те немногие фотографии, которые удалось снять в Баку. Так же я посетил Ереван и Тбилиси, о них чуть позже напишу отдельно.