Стамбул. Турция
Добавлено: 08 мар 2006, 17:23
На днях посчастливилось побывать в трёхдневной командировке в Стамбуле. Свободного времени (и денег:) было весьма мало, но всё же удалось воспользоваться стамбульским метро. Предлагаю вашему вниманию эдакий "конспект впечатлений". Заранее прошу прощения за:
1. Некоторое количество трепологии (ну, люблю я поговорить... что делать!)
2. Полное профанство в отношении технических деталей (типы станций, вагонов и т. п.) Постараюсь не делать уж очень грубых промахов
3. Отсутствие фоток. Цифровика под рукой не случилось. Чуть-чуть поснимал мыльницей - в подземелье качество вышло отвратительное. Всё достойное выкладывания постараюсь выложить в ближайшее время.
Итак, Стамбул, как известно - граница Европы и Азии. Соответственно, и менталитет города близок к российскому - европейские претензии плюс азиатское раздолбайство. Уличное движение подчас сравнимо с московским - 2 миллиона зарегестрированных машин + транзит. Большое количество развязок и дорог непрерывного движения не всегда спасает ситуацию: пробки - явление обычное. Добавляет проблем и чрезвычайно пересечённый рельеф (уклоны на улицах иногда выходят за всякие рамки приличий).
Самы распространённый транспорт (по количеству) - автобусы и маршрутки. Описывать их особо нечего - они весьма похожи на российские. Парк машин пёстрый. Выделяются, ностальгически радуя глаз, "Икарусы". Что до маршруток - немало насмешила фраза из гостинничного путеводителя для тупых иностранных туристов. Вот её перевод: "Если Вы едете в маршрутке, и один из пассажиров даёт Вам деньги, не следует удивляться. Вам нужно запомнить сказанное им - за сколько человек он платит и до какой остановки едет. Деньги следует передать водителю, а если Вы сидите далеко от него - тому, кто сидит ближе".
Солидную долю в объеме перевозок составляют водные сообщения. Сеть пристаней по обоим берегам Босфора довольно велика.
И, наконец, скоростной транспорт. Он весьма своеобразен. Сюда входят:
-Линия скоростного трамвая
-Линия метро "Аксарай - Аэропорт им. Ататюрка"
-Линия метро "Таксим - 4 Левент"
-2 Линии железной дороги (одна на европейском берегу, вторая на азиатском)
-Канатная дорога
-Линия старого трамвая
-2 очень своеобразные линии транспорта, который стамбульцы называют просто "Туннель" (подробнее - ниже)
2 линии метро не соединяются между собой. На линии "Аксарай - Аэропорт" проехать мне не удалось, но, по всей видимости, типы поездов (и многие другие вещи) на них различны. Турникеты на обеих линиях метро и на линии скоростного трамвая однотипные (а-ля Финляндский вокзал). Являются ли однотипными и жетоны (цена одна) - неясно.
Из гостинничного путеводителя я узнал, что Стамбул гордится первым метро на европейском континенте. Когда обалдение от этой новости прошло, удалось выяснить, что имеется ввиду вышеупомянутый "Туннель". Больше всего это сооружение похоже на помещённый под землю рельсовый фуникулёр. Такая же рельсовая однопутка с разъездом в середине, вагончик с токосъёмом и "третьим рельсом"... только в туннеле. Соответственно, две станции (нижняя и верхняя). Туннель, судя по виду, действительно отличается солидной древностью. Верхняя станция выводит в туристский район, на кольцо старого трамвая. А второе кольцо старого трамвая - у станции метро (уже нормального). Поначалу и "туннель", и старый трамвай воспринимаются как чисто туристские примочки, но, судя по всему, для некоторых горожан это довольно обыденный транспорт. Кстати, интересно, что цена проезда на них ниже, чем, скажем, на метро.
Само метро стоит 1.10 лир (около 0.85 доллара). Это стоимость жетона. Но по смарткарте (её здесь называют Akbil) стоимость проезда уже 0.90 лир. Akbil действует и на всей прочий транспорт (кроме маршруток, естественно).
Линия метро "Таксим - 4-й Левент" содержит 6 станций. Открывается метро в 6-15 (воскресенье - 6-30), закрывается в 0-30 (суббота - в 1-00). Расписание вывешено на всех станциях, помимо того, на платформах установлены мониторы с указанием текущего времени и времени прибытия трёх-четырёх ближайших поездов. Наименьший интервал в час пик - 4 минуты.
Станции построены по двум типовым проектам. Удачно подобранная цветовая гамма (у каждой станции своя) слегка индивидуализирует их. На станции Левент имеются весьма красивые мозаичные панно. В остальном архитектура чисто утилитарная.
Из-за пересечённого рельефа некоторые станции оказываются на значительной глубине. Тем не менее, длинные эскалаторы тут не в почёте. Применяются каскады из трёх и более эскалаторов небольшой длины. Практически все эскалаторы дублированы лестницами. Рекордсмен - станция Таксим. Тут имеется каскад из четырех эскалаторов плюс длинный транспортёр (с горизонтальной лентой). По стенам тоннеля сего транспортёра, кстати, размещены фотографии, иллюстрирующие историю стамбульского транспорта - от ослов и телег до метро и вертолётов.
Все станции имеют несколько выходов. Из-за эскалаторной чехарды некоторые станции имеют выходы на значительном расстоянии один от другого. На других же, наоборот, после долгих "блужданий" эскалаторы приводят практически в одно и то же место. Некоторые станции оборудованны также лифтами для инвалидов и пассажиров с колясками.
Наземные вестибюли практически отсутствуют. Все станции выходят на поверхность через подземные переходы и их подобия. На станции Гайреттепе, расположенной на транспортной развязке двух крупных магистралей, имеется отдельный выход на подземную автостоянку (такой вот удачный вариант "перехватывающей парковки").
Постараюсь в ближайшее время отсканировать и выложить фотки!
1. Некоторое количество трепологии (ну, люблю я поговорить... что делать!)
2. Полное профанство в отношении технических деталей (типы станций, вагонов и т. п.) Постараюсь не делать уж очень грубых промахов
3. Отсутствие фоток. Цифровика под рукой не случилось. Чуть-чуть поснимал мыльницей - в подземелье качество вышло отвратительное. Всё достойное выкладывания постараюсь выложить в ближайшее время.
Итак, Стамбул, как известно - граница Европы и Азии. Соответственно, и менталитет города близок к российскому - европейские претензии плюс азиатское раздолбайство. Уличное движение подчас сравнимо с московским - 2 миллиона зарегестрированных машин + транзит. Большое количество развязок и дорог непрерывного движения не всегда спасает ситуацию: пробки - явление обычное. Добавляет проблем и чрезвычайно пересечённый рельеф (уклоны на улицах иногда выходят за всякие рамки приличий).
Самы распространённый транспорт (по количеству) - автобусы и маршрутки. Описывать их особо нечего - они весьма похожи на российские. Парк машин пёстрый. Выделяются, ностальгически радуя глаз, "Икарусы". Что до маршруток - немало насмешила фраза из гостинничного путеводителя для тупых иностранных туристов. Вот её перевод: "Если Вы едете в маршрутке, и один из пассажиров даёт Вам деньги, не следует удивляться. Вам нужно запомнить сказанное им - за сколько человек он платит и до какой остановки едет. Деньги следует передать водителю, а если Вы сидите далеко от него - тому, кто сидит ближе".
Солидную долю в объеме перевозок составляют водные сообщения. Сеть пристаней по обоим берегам Босфора довольно велика.
И, наконец, скоростной транспорт. Он весьма своеобразен. Сюда входят:
-Линия скоростного трамвая
-Линия метро "Аксарай - Аэропорт им. Ататюрка"
-Линия метро "Таксим - 4 Левент"
-2 Линии железной дороги (одна на европейском берегу, вторая на азиатском)
-Канатная дорога
-Линия старого трамвая
-2 очень своеобразные линии транспорта, который стамбульцы называют просто "Туннель" (подробнее - ниже)
2 линии метро не соединяются между собой. На линии "Аксарай - Аэропорт" проехать мне не удалось, но, по всей видимости, типы поездов (и многие другие вещи) на них различны. Турникеты на обеих линиях метро и на линии скоростного трамвая однотипные (а-ля Финляндский вокзал). Являются ли однотипными и жетоны (цена одна) - неясно.
Из гостинничного путеводителя я узнал, что Стамбул гордится первым метро на европейском континенте. Когда обалдение от этой новости прошло, удалось выяснить, что имеется ввиду вышеупомянутый "Туннель". Больше всего это сооружение похоже на помещённый под землю рельсовый фуникулёр. Такая же рельсовая однопутка с разъездом в середине, вагончик с токосъёмом и "третьим рельсом"... только в туннеле. Соответственно, две станции (нижняя и верхняя). Туннель, судя по виду, действительно отличается солидной древностью. Верхняя станция выводит в туристский район, на кольцо старого трамвая. А второе кольцо старого трамвая - у станции метро (уже нормального). Поначалу и "туннель", и старый трамвай воспринимаются как чисто туристские примочки, но, судя по всему, для некоторых горожан это довольно обыденный транспорт. Кстати, интересно, что цена проезда на них ниже, чем, скажем, на метро.
Само метро стоит 1.10 лир (около 0.85 доллара). Это стоимость жетона. Но по смарткарте (её здесь называют Akbil) стоимость проезда уже 0.90 лир. Akbil действует и на всей прочий транспорт (кроме маршруток, естественно).
Линия метро "Таксим - 4-й Левент" содержит 6 станций. Открывается метро в 6-15 (воскресенье - 6-30), закрывается в 0-30 (суббота - в 1-00). Расписание вывешено на всех станциях, помимо того, на платформах установлены мониторы с указанием текущего времени и времени прибытия трёх-четырёх ближайших поездов. Наименьший интервал в час пик - 4 минуты.
Станции построены по двум типовым проектам. Удачно подобранная цветовая гамма (у каждой станции своя) слегка индивидуализирует их. На станции Левент имеются весьма красивые мозаичные панно. В остальном архитектура чисто утилитарная.
Из-за пересечённого рельефа некоторые станции оказываются на значительной глубине. Тем не менее, длинные эскалаторы тут не в почёте. Применяются каскады из трёх и более эскалаторов небольшой длины. Практически все эскалаторы дублированы лестницами. Рекордсмен - станция Таксим. Тут имеется каскад из четырех эскалаторов плюс длинный транспортёр (с горизонтальной лентой). По стенам тоннеля сего транспортёра, кстати, размещены фотографии, иллюстрирующие историю стамбульского транспорта - от ослов и телег до метро и вертолётов.
Все станции имеют несколько выходов. Из-за эскалаторной чехарды некоторые станции имеют выходы на значительном расстоянии один от другого. На других же, наоборот, после долгих "блужданий" эскалаторы приводят практически в одно и то же место. Некоторые станции оборудованны также лифтами для инвалидов и пассажиров с колясками.
Наземные вестибюли практически отсутствуют. Все станции выходят на поверхность через подземные переходы и их подобия. На станции Гайреттепе, расположенной на транспортной развязке двух крупных магистралей, имеется отдельный выход на подземную автостоянку (такой вот удачный вариант "перехватывающей парковки").
Постараюсь в ближайшее время отсканировать и выложить фотки!