Страница 1 из 2

Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 10 июн 2020, 23:08
Nomernoy
Друзья! Очень отрадно, что мысли о создании музея, в котором были бы собраны наиболее ценные исторические образцы вагонов метро, используемых в Ленинградском-Петербургском метрополитена, пришли не только мне одному. Постараюсь высказать свои соображения на правах человека, который пытался обратить на это внимание метрополитеновцев высокого влияния [не смог].

В процессе реализации проекта "ретро-состава" в 2013-2015 гг. я достаточно быстро задумался - помимо ретро-состава есть и другие интересные образцы, как существовавший уже на тот момент берлинский "В-4", так гипотетические экспонаты в лице кузовов типов Г и Д, мотовоз МК2/15. Далее была фантастическая инициатива при создании первого номерного ("голубой смерти"), за что, конечно, уже не стоит сильно ругать некоторых руководителей. Хотя бы за то, что разрешили и не стали мешать.

В 2015 году я подготовил небольшую презентацию со списком вагонов, которые считал необходимо сохранить, а также вариантами где бы можно было разместить площадку. В связи с нулевой реакцией по прошествии 5 лет решил опубликовать и поделиться. Может быть следующему поколению единомышленников удастся продвинуться дальше.

Музей подвижного состава Петербургского метрополитена
Петербургский метрополитен является уникальным транспортным предприятием, услугами которого пользуется свыше 2.5 миллионов пассажиров в день. На протяжение всей своей истории ленинградское метро славилось постоянной работой в области внедрения передовой и новаторской техники, в том числе, нового подвижного состава. В тесном сотрудничестве с метрополитеном создавались более совершенные модели. С 2010 года были начаты работы по воссозданию ценных образцов исторического подвижного состава – к 55-летию ГУП «Петербургский метрополитен» был отреставрирован вагон типа В4, построенный в 1927 году в Германии и эксплуатировавшийся в Москве с 1948 года. С 2014-го года посещение немецкого вагона было включено в экскурсионную программу по электродепо «Автово». В рамках подготовки к празднованию 60-летнего юбилея метрополитена был создан памятный ретро-состав, включивший в себя отреставрированные вагоны типов Е и Ем. Поезд памяти пользуется интересом среди увлеченных жителей и гостей города – раз в неделю он совершает экскурсионные поездки по линиям метро. Учитывая опыт эксплуатации большого количества типов и моделей подвижного состава, высокую общественную заинтересованность и наличие ценных исторических образцов, предлагается выделить перечень вагонов и рельсовой техники для их сохранения, дальнейшей реставрации и перспективного экспонирования на специальной площадке.


Таблица.png


Концепция размещения экспонатов, требования к площадке.
Площадка для размещения экспонатов вагонной экспозиции музея метрополитена должна соответствовать различным требованиям, связанных с удобством обслуживания и обеспечения доступности для широких общественных масс.

Предварительно были сформулированы следующие требования:
• Необходимость в крытом помещении для защиты экспонатов от воздействия атмосферных явлений;
• Минимальный размер площадки 100х15 метров (без учета подъездных путей);
• Возможность прохода посетителей без задействования существующих КПП электродепо;
• Возможность подведения подъездного пути от существующих парковых путей метрополитена для возможности транспортировки экспонатов в пределах метрополитенах (например, для проведения ремонтных и восстановительных работ);
• Минимальное количество экспонатов – 8 единиц (вагонов). Предпочтительно – 12 единиц (задел на перспективу).

Идея концепции подразумевает сооружение здания из легких конструкций, напоминающего наземную крытую станцию с 2-мя путями и островной платформой. Особое внимание должно быть уделено освещению: естественному и искусственному. Расстановка вагонов на путях площадки музея должна быть выполнена с соблюдением расстояний для оптимального осмотра экспонатов, возможности произведения их фотосъемки.


ВАРИАНТ 1. Однопролётный зал
Вагонный музей_1.png


ВАРИАНТ 2. Двухпролетный зал. Имитация станции «Дачное»
Вагонный музей_2.png


Вагонный музей_1.jpg


Вагонный музей_2.jpg


После появления информации о планах метрополитена по мегастройке на земельном участке рядом со станцией "Парнас" (техшкола и склады НХ) я попробовал ряду руководителей Службы подвижного состава подсказать. что на этапе проектирования сам бог велел предусмотреть в составе технической школы помещение для экспонирования исторических вагонов. Тут все козыри - это и прекрасные натурные экспонаты для изучения будущими машинистами/слесарями и др. специалистами, тут же филиал метромузея, куда можно предусмотреть упрощенный проход со стороны станции "Парнас". Земли море, было где развернуться.

Но...это было бы слишком хорошо, чтобы быть реальностью, зная какие истинные идеалы преследуются. Вот вскоре застроют участок у ТЧ-6 и всё, надежд практически не останется
(вплоть до проектирования нового метродепо, Красносельское уже упущено..).

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 11 июн 2020, 02:35
NeoNavigator
Исходя из всего этого можно сделать лишь неутешительные выводы. Видимо пока в политике руководства метрополитена не произойдут некоторые перемены, о нормальном музее можно и не мечтать. Остаётся надеется, что перечисленные экспонаты доживут до лучших времён. А Вам, я бы хотел выразить благодарность за ту работу, что удалось провести в этом направлении.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 15 июн 2020, 11:45
Владимир_В_Е
Есть существенный минус в обоих вариантах - не видны тележки вагонов. Интерьеры вагонов, равно как и их историческая сохранность, ясен пень, важны, но если мы делаем хороший технический музей, подвагонка экспонатов тоже должна быть видна. Ну и, увы, у нас не Нью-Йорк, нужно чтоб музей затрагивал все стороны жизни метро, от проектирования (условно зал неосуществлённых проектов) и стройки до технической эксплуатации. Всякие макетики, светофоры, действующие экспонаты систем СЦБ и безопасности движения, диспетчерские пульты и прочее.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 15 июн 2020, 14:39
Kaamoos
Всё это очень похвально, и я только "за". Есть момент - всё это "наши идеи, мечты и варианты". Нет заинтересованных среди тех, в чьих руках это сделать реальностью. Так-то идеи у многих схожи, и вагоны пока не порезаны.
"Мы ждём перемен" (с)

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 15 июн 2020, 15:22
MetroGnom
С другой стороны, лучше стоящие целые вагоны, чем дураки, которые половину порежут, половину "обделают" так, что исправить будет практически нереально. У нас ещё не худший случай.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 16 июн 2020, 08:49
Колгейт
Ещё бы 3880 сохранить (любыми способами), всё же как никак последний оставшийся линейный линкрустовый Ем с минимумом переделок. И не надо его было бы реставрировать... Но это всё только мечты...

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 27 июл 2020, 12:41
MetroGnom
Определённая информация появилась. Насколько ей верить - вопрос отдельный:
В Санкт-Петербургском электродепо Северное (ТЧ-4) продолжается реставрация двух замечательных служебных метровагонов для будущего музея. Первый экземпляр - контактно-аккумуляторный электровоз ЭД-06, построенный на базе вагона Д №2465 1963 года выпуска.
Второй экземпляр не менее интересный - грузовой вагон, построенный на базе вагона типа Е №3087 1964 года выпуска.
Оба вагона, вместе с другими музейными экспонатами в октябре этого года отправятся в электродепо Южное (ТЧ-7), расположенное в промзоне Шушары.
Именно там было принято решение разместить будущий музей вагонов метрополитена.
В перспективе среди экспонатов будут представлены:
Вагон типа Г №713
Вагон типа Д №2465 (электровоз)
Вагон типа Д №823 (восстановительный)
Вагон типа Д №001 (путеизмеритель)
Вагон типа Ема-502 №6373 (лаборатория)
Вагон типа Е №3082
Вагон типа Е №3087 (грузовой)
Вагон типа В-4 №156 (немец, бывш. BVG CI Tw)
Мотовоз Мк 2/15 №895 (Мк- Мотовоз Карданный; 2/15 - двухосный, пятнадцати тонный)
Снегоочиститель модели РС-02


Это поистине уникальнейшее событие в истории петербургского метрополитена. Тысячи людей смогут полюбоваться на исторически ценные метровагоны отчественного и зарубежного производства

https://www.instagram.com/p/CDI599CH5X6

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 27 июл 2020, 19:55
в40
Насколько помню, у вагона 3087 - от кабины до торца верхняя часть кузова полностью срезана. Какой смысл его выставлять в музее?

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 27 июл 2020, 21:36
Nomernoy
Тоже удивляюсь по поводу 3087. Большей ценностью был бы грузовик на базе вагона типа Д, но таковых не осталось.

Касаемо площадки решение спорное. Депо - это режимный по сути объект и попасть внутрь будет также сложно, как было и прежде. Есть опасения и за перевозку вагонов типов В и Г, которые в силу ряда конструктивных особенностей невозможно перегнать по колее.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 06 авг 2020, 15:09
Metroschemes
А на тягаче их нельзя будет перевезти? Как в Казань, например, вагоны доставляли.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 06 авг 2020, 21:59
vspider
Nomernoy писал(а): в силу ряда конструктивных особенностей невозможно перегнать по колее.

Не подскажете каких именно? Видел тележку вагона Г - выглядит конечно необычно, неужели мешает проходить где-то по стрелкам?

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 07 авг 2020, 23:43
Nomernoy
vspider
Тип В - условно фанерный корпус (выше рамы), который попросту может не выдержать ни погрузки автокраном, ни длительной перегонки по колее (из Автово в Южное - это всё-таки довольно большое расстояние с проходом 2 ССВ).

Тип Г - несцепляемость с остальными типами вагонов из-за другой сцепки. Скажем так, у вагона 713 сцепка вообще отсутствует, а Шарфенберг безопасно не приспособить без отдельных конструкторских работ.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 07 авг 2020, 23:45
Nomernoy
Metroschemes
Тягач (трал), к сожалению, к вэшнику не сможет подъехать

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 08 авг 2020, 00:22
Kaamoos
Есть информация, что в эти минуты должен перегоняться В из Автово в Южное. Насколько это правда — не знаю. Но информация стала известной.

Re: Экспозиция исторических вагонов метро Петербурга

Добавлено: 08 авг 2020, 00:29
MetroGnom
При ещё не закончившемся пассажирском движении? Или сразу по окончании?
Первое, думаю, нереально. А вот второе интригует.