Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Это раздел о невоплощённых в жизнь планах развития Ленинградского (Петербургского) метрополитена
Ответить
Аватара пользователя
Alexsey
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:18
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Парк Победы
Откуда: Санкт-Петербург метро Парк-Победы
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Alexsey »

Maxx Shab писал(а): 18 ноя 2022, 02:50 Совершенно внезапная замечательная находка!
Сайт Коммета по состоянию на конец прошлого века. Статья из газеты «Петербургский метрополитен» об архитектурном оформлении станции метро «Старая Деревня». Самая прелесть подобных архивных страниц заключается отнюдь не в тексте (хотя он тоже ценен), а в сохранившихся изображениях :D

Собственно, сама статья
Спасибо. Кстати текст тоже важная информация для книги.
Аватара пользователя
Maxx Shab
Сообщения: 426
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 08:05
Станция метро: Удельная
Telegram: https://t.me/mxxshb
Откуда: Хабаровск
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Maxx Shab »

Ещё месяц назад я сходил в ЦГАИПД на выставку, посвящённую полувековому юбилею открытия первой очереди НВЛ. Выставкой эту экспозицию, конечно, очень непросто назвать — буквально один коротенький тупиковый коридор под замком. Интересные и уникальные материалы, разумеется, присутствовали, однако про собственно первую очередь НВЛ я нашёл всего 1 (один) протокол: жалобу на одного конкретного начальника, продвигавшего идею с пересадкой НП-ГД в торце вместо принятой на тот момент в середине ЦЗ. И всё!

Но я здесь не ради плача по данной теме. Больше всего на свете из новых для себя данных о Лен-/Петрометрополитене мне нравятся те, которые позволяют «заглянуть за точку невозврата» — о советских или раннероссийских перспективах, которые так и не были реализованы в изначальном своём виде. Такое на выставке обнаружилось уже в количестве двух штук. Здесь будет первая находка: архитектурное решение пересадочной камеры на «Пушкинской». Три лестницы в ширину прохода вместо двух с заужением пилонов, а также один большой коридор диаметром 9,8 метра. Есть, на что посмотреть! :)

Проект станции метрополитена «Звенигородская» с переходом на станцию «Пушкинская» (1995 год)
Фонд Р-386, Опись 317 ПД, Дело 1018, Лист 6
Фонд Р-386, Опись 317 ПД, Дело 1018, Лист 6

Есть также эскиз «Звёздной» оттуда же. Видимо, затесалась она как последний представитель прорывного типа станций НВЛ. И скан разворота буклета, с которого всё взято
Скан_20221203 (3).png
Скан_20221203.png

P. S. Выставка ещё работает (до 23 декабря). Только заранее записаться надо
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение в40 »

Да, между "Пушкинской" и "Звенигородской" первоначально был запроектирован один переходной коридор диаметром 9,8 метров. Но с развалом СССР пошли проблемы с финансированием строительства метро и проект переходного коридора изменили, заменив его двумя тоннелями диаметром 5,5 метров, - точь-в-точь, как это было реализовано на пересадочном узле "Владимирская" - "Достоевская".
ЗЫ: осенью 1989 года при строительстве переходного коридора диаметром 9,8 метров там как раз произошла авария, из-за чего открытие центрального участка ПЛ пришлось сдвинуть на целый год.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
TheSeaWind
Сообщения: 278
Зарегистрирован: 28 июн 2022, 14:52
Станция метро: Балтийская Жемчужина
Откуда: Улица Маршала Захарова

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение TheSeaWind »

Позвольте узнать, а что за авария Правобережной линии на центральном участке была?
Федеральное финансирование Петербургскому метрополитену!
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение в40 »

Читайте здесь.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
Maxx Shab
Сообщения: 426
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 08:05
Станция метро: Удельная
Telegram: https://t.me/mxxshb
Откуда: Хабаровск
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Maxx Shab »

Есть у меня замечательная коллекция замечательного журнала «Строительство и архитектура Ленинграда». А в №9 1973 года есть не менее замечательная статья, посвящённая пусковому участку «Выборгская» — «Площадь Мужества». Первому Размыву ещё только предстоит случиться, поэтому открывать планировали три станции, а не две. И ещё больше эскизов, отсканированных в 300 dpi, дабы их можно было рассмотреть в мельчайших деталях (поэтому файлы тяжеловаты)

Самое интересное: вестибюль «Выборгской» с эскалаторным спуском в подземный переход, мысли о втором выходе со станции с эскалаторами с уровня платформы, желание переработать проект вестибюля «Лесной» ради связи с подземными переходами, подземный же вестибюль в центре площади Мужества, который уже тогда задвинули из-за геологии и пересадка на гипотетическую «Площадь Мужества-2» Кольцевой (эка её загнули!) линии
Вложения
Скан_20230111 (1).png
Скан_20230111 (2).png
Скан_20230111 (3).png
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение в40 »

Спасибо! весьма интересная статья, в которой говорится как о плюсах, так и о минусах строящихся станций (это к вопросу о том, что в советское время не было критики).
Да, до аварии, которая произошла 08.04.74. в зоне размыва, участок из трёх станций от "Площади Ленина" до "Площади Мужества" планировалось сдать в эксплуатацию в 1974 году. Вот статья из газеты "Ленинградский метростроитель" 1974 года, которая косвенно это подтверждает:
Вложения
231020151428.jpg
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
Alexsey
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:18
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Парк Победы
Откуда: Санкт-Петербург метро Парк-Победы
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Alexsey »

2Maxx Shab Спасибо тебе огромное за материал. А Про пл. Мужества не было картинки. И интересно о следующем участке почитать. И главный вопрос, а вообще в архитектура и строительство Ленинграда, были статьи с эскизами Гражданского проспекта и Девяткино.
Аватара пользователя
Maxx Shab
Сообщения: 426
Зарегистрирован: 03 мар 2018, 08:05
Станция метро: Удельная
Telegram: https://t.me/mxxshb
Откуда: Хабаровск
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Maxx Shab »

Почему-то последнюю страницу про «Площадь Мужества» я проворонил
Вложения
Скан_20230111 (4).png
Аватара пользователя
Alexsey
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:18
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Парк Победы
Откуда: Санкт-Петербург метро Парк-Победы
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Alexsey »

ой спасибо тебе. А вообще в архитектура и строительство Ленинграда, были статьи с эскизами Гражданского проспекта и Девяткино.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение в40 »

Спасибо!
Кстати, весьма интересная информация про вестибюль "Площади Мужества" - он изначально спроектирован с учетом возможности переключения пассажиропотоков на другую входную группу дверей, когда к нему будет пристраиваться здание. И мне как раз довелось несколько раз воспользоваться этой группой в первой половине 90-х (в период строительства дома). Если не ошибаюсь, в тот период ещё и направление движения эскалаторов поменяли.
И ещё похожая ситуация была на "Достоевской", когда группу дверей со стороны Владимирской площади закрыли (сейчас уже не помню, по какой причине) и пассажиры пользовались группой дверей со стороны Щербакова переулка.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
GelezinisVilkas
Сообщения: 2687
Зарегистрирован: 15 май 2015, 12:19
Станция метро: Дунайская

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение GelezinisVilkas »

Ха, прикольно на всех трёх станциях кассы вообще не планировались, только автоматы по размену монет.
И они даже попали на эскиз Пл. Мужества, висят в ряд на стене. Оказывается там где сейчас кассы, касс быть не должно было.
Сейчас бы очень было бы кстати расширить вестибюль под дом и заодно поменять направление движения эскалаторов.
Странная логика, о эскалаторах в подземный переход в вестибюле Выборгской подумали, а о том что бы сделать эскалатор с платформы в подходной коридор к наклону нет.
Valenyin
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 22 июл 2022, 10:31
Станция метро: Площадь А. Невского-2

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Valenyin »

Прискорбно что изуродовали вестибюль "Пл.Мужества". Убрали оригинальные светильники и заделали световой фонарь. Впрочем и вестибюли "Выборгская" и "Лесная тоже пострадали.
Аватара пользователя
в40
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 13780
Зарегистрирован: 05 фев 2009, 19:46
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Проспект Большевиков
Откуда: Дачное

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение в40 »

Да, не самый удачный вариант, учитывая, что двухмаршевая схема выхода в город к тому времени уже была успешно реализована на "Невском проспекте", а поперечную камеру для лестницы на "Выборгской" всё равно пришлось строить (и чуть позже - аналогично на "Приморской").
Что касается касс, то после перехода на оплату "пятачками", в кассах надобность практически отпала, т.к. мелочь в виде 10-, 15-, 20-копеечных монет у всех была в достатке, а монеторазменные автоматы позволяли произвести их размен в течении одной-двух секунд. Помню, когда в 1977 году открывались "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов", на обеих станциях в подземных вестибюлях касс тоже не было.
О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О=О
Аватара пользователя
Alexsey
Сообщения: 693
Зарегистрирован: 25 янв 2005, 13:18
id ВКонтакте: 0
Станция метро: Парк Победы
Откуда: Санкт-Петербург метро Парк-Победы
Контактная информация:

Re: Эскизы Первой очереди Ленингр.метро и будущие Петербургского

Сообщение Alexsey »

Хотелось бы представить 3d модель станции Нарвская. автор Семенов. Скрин любезно предоставлен нашим большим другом Михаилом Крайновым. Перед войной не успели объявить конкурс на архитектурную часть, поэтому мы можем только догадываться, как могли бы выглядеть станции с оглядкой на Московский метрополитен. Модель выполнена с учетом задания на проектирование первой очереди Ленинградского метрополитена в период 39-41 год. В 3d модели представлен некий собирательный образ, по документам тех лет, как в принципе могла выглядеть станция. Но есть вопросы к знатокам форума? Представим что станция Нарвская проектировалась бы на той же глубине 52 метра, внимания вопрос? Можно ли строить такой потолок на станции? Bозможно ли такая конструкция в принципе?
Вложения
2023-01-22 (15).jpg
Ответить

Вернуться в «А могло быть и так...»