Согласно информации из аппарата вице-губернатора Игоря Албина, звуковая реклама в метро, скорее всего, будет звучать до конца года. Сохраняется шанс, что и в 2017-м трансляция не закончится, несмотря на жалобы, озвученные от лица горожан депутатом ЗакСа Максимом Резником.
На совещании 11 февраля Игорь Албин распорядился провести проверку состояния рекламных площадей, финансовой деятельности компаний, работающих в метро, а также рекомендовал отключить звуковую рекламу в метрополитене до 16 марта. Однако в указанный срок этого не произошло. В аппарате вице-губернатора Лениздат.Ру объяснили, что профильные комитеты нашли аргументы, которые убедили вице-губернатора дать чиновниками дополнительное время на решение поставленных на совещании задач.
Последний раз Смольный проводил торги на право размещения рекламы в 2006 году, однако по требованию метрополитена участвовать в конкурсе могли только те компании, которые имели пятилетний стаж работы в подземке. Таким образом, рынок «подземной» рекламы уже более 15 лет поделен между четырьмя компаниями - AFCAP, ООО «Метроном», ЗАО «Анфас» и ЗАО «Коммет». Первые три занимаются рекламой в вагонах, переходах и на платформах, а компании «Коммет» принадлежит исключительное право на звуковую рекламу на эскалаторах. Продавать всю рекламу в метро упомянутые компании доверили агентству «Проспект».
Внимание Смольного к рекламщикам вызвали не только заканчивающиеся контракты, но и не меняющиеся с 2009 года тарифы, по которым ГУП «Петербургский метрополитен» сдает в аренду площади и обслуживает рекламные конструкции. Анализ финансовой деятельности вместе с последующим проведением торгов должны повысить доходы метро от рекламы.
Албин сохранил нейтралитет
ГУП «Городской центр размещения рекламы» сообщил вице-губернатору, что основания для досрочного расторжения контакта с ЗАО «Коммет» отсутствуют. «Расторжение указанного договора влечет изменение действующего порядка изготовления и трансляции служебной информации метрополитена. Вещание последней обязательно с точки зрения безопасности пассажирских перевозок», - объяснила Лениздат.Ру советник вице-губернатора Албина Елена Михина.
Вопрос о выключении звуковой рекламы на совещании 11 февраля был поднят депутатом Законодательного собрания Максимом Резником. По словам Михиной, Игорь Албин пошел депутату навстречу и призвал участников совещания обратить внимание на озвученную Резником проблему. «Мы выяснили, что проблема не настолько остра, как первоначально казалось. Мнения, схожего с позицией депутата, ни у кого не сформировано. Игорь Николаевич не давал резких, императивных поручений отключить рекламу. У него нет категоричности по этому вопросу», - сказала Лениздат.Ру Михина.
Против решения об отключении рекламы выступили комитеты по печати и по транспорту. Ведомства мотивируют свою позицию серьезными финансовыми потерями для метрополитена и социальной значимостью вещания. «Это нецелесообразно делать по двум причинам. Во-первых, есть действующие договоры, и не понятно, на каком основании мы должны их расторгать. А во-вторых, я не вижу препятствий для того, чтобы в принципе ее исключать. 80% информации, транслируемой по звуковым каналам, – это информация метрополитена и социальная реклама. Мне не совсем понятна мотивация», - отметил Сергей Серезлеев в разговоре с Лениздат.Ру.
Запрет любой звуковой рекламы на транспорте содержится в федеральном законе «О рекламе», правда, социальные ролики из него были исключены еще в 2011 году.
Дополнительные аргументы в пользу звуковой рекламы комитета по печати и комитета по транспорту: эскалаторы – это не транспорт. Этот факт подтверждают и госстандарты, общероссийский классификатор основных фондов ОК013-94 относит эскалаторы к разделу «Машины и оборудование». УФАС по Санкт-Петербургу в связи с большим количеством обращений дал соответствующее разъяснение еще в 2009 году. В ведомстве подтвердили, что эскалаторы не относятся к транспорту.
После того, как 16 марта рекомендация Игоря Албина не была исполнена, депутат ЗакСа Максим Резник вновь обратился к вице-губернатору. «Я отношусь к этой ситуации как к саботажу со стороны руководства метрополитена. Позиция комитета по печати противоречит тому, что высказывал вице-губернатор Албин. Я направил вице-губернатору письмо, где обратил внимание на то, что его поручение не выполняется, и просил принять дополнительные меры, жду ответа», - рассказал Лениздат.Ру Максим Резник. На момент публикации текста ответ депутат так и не получил.
Резник отметил, что вопрос отключения социальной рекламы можно обсуждать, но его обращение к вице-губернатору основано на жалобах петербуржцев. «Я исхожу из тех жалоб, которые есть у жителей города. Людей раздражает навязчивая реклама на эскалаторах, и в своих обращениях они не разделяют коммерческую и социальную рекламу», - добавил депутат.
Однако в аппарате Албина считают обеспокоенность петербуржцев этой проблемой недостаточной. «За 4 года, с 2012-го до 2015-го, к нам поступило 46 обращений граждан, которые считают, что рекламу на эскалаторах надо отключить или уменьшить ее количество. Из них больше 10 от одного и того же человека», - поделилась с Лениздат.Ру советник вице-губернатора Албина Елена Михина.
Исходя из информации, полученной из аппарата Игоря Албина, вопрос отключения звуковой рекламы может быть рассмотрен одновременно с окончанием срока действия договоров на трансляцию рекламы. «Можно рассмотреть вопрос полного или частичного ограничения звуковой рекламы в метро одновременно с окончанием действия договоров при проведении конкурсных процедур», - пояснила Лениздат.Ру советник вице-губернатора.
Борьба со стажем
История с запретом звуковой рекламы на эскалаторах в столичном и петербургском метро началась давно, и до сих пор попытки ее прекратить ничего не дали. На федеральном уровне проблему пытался решить депутат Государственной думы Дмитрий Литвинцев еще в 2012 году, предложив ввести прямой запрет на любую аудиорекламу в метро и на улицах. В думе назначили ответственным комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, чей бывший председатель Игорь Руденский, спустя почти два года, рекомендовал законопроект отклонить.
Дмитрий Литвинцев в пояснительной записке к законопроекту говорил о том, что метро само по себе очень шумное место, где децибелы и без того зашкаливают. Однако депутат Руденский в обосновании отклонения законопроекта упомянул о том, что в метро по звуковым каналам распространяется и другая информация, например о правилах пользования метрополитеном или о закрытии станций и неработающих эскалаторах, и поэтому уровень шума все равно останется прежним. Что касается звуковой рекламы на улицах, то уровень громкости и правила установки рекламных носителей и без того регламентируется законом «О рекламе». Что касается уровня шума в петербургском метро, то ГУП еще 14 января 2015 года распорядился уменьшить уровень громкости всех звуковых трансляций на эскалаторах на 10%.
Занимались вопросом отключения звуковой рекламы и в петербургском парламенте. Еще в 2011 году депутат Алексей Ковалев обращался к Валентине Матвиенко с соответствующим запросом.
Помимо депутатской инициативы, попытки прекратить рекламное вещание в метро принимали и гражданские активисты. Например, соответствующее голосование размещено на сайте «Российская общественная инициатива», правда, до рассмотрения заявки на федеральном уровне из необходимых 100 тысяч голосов требуется еще 99 355.
Изменить формат вещания пытались активисты Петербурга, два года назад на сайте Change.org была опубликована петиция, призывающая разбавить рекламу и информационные сообщения классической музыкой. Под петицией подписались почти 9 тысяч человек.
Сколько стоит тишина в метро
Стоимость звуковой рекламы в метро Москвы и Петербурга разная. В столичном метро 35 дикторских слов, которые будут транслироваться на всех станциях, где есть эскалаторы, один раз, будут стоить 1400 рублей, правда, заказать можно минимум 10 повторов. В Петербургском метрополитене другая ценовая политика. Одна трансляция тридцатисекундного ролика в час пик обойдется рекламодателям в 2820 рублей, минимальный заказ 15 трансляций. На сайте метро есть цены на разный хронометраж и разное время. Выходит, что самая дешевая звуковая реклама обойдется в 7,5 тысяч рублей, а самая дорогая в 42 тысячи за 15 повторов.
В Петербурге всей звуковой рекламой занимается рекламное агентство «Коммет». Кроме того, ему принадлежит все оборудование, через которое транслируются все социальные и информационные ролики. Из документов, имеющихся в распоряжении редакции Лениздат.Ру, следует, что на долю коммерческой рекламы на эскалаторах приходится 12,7%. Общий доход метрополитена от звукового вещания на 2016 год предположительно составит чуть больше 9,5 млн рублей. Вся социальная реклама транслируется бесплатно.
Однако начальник отдела рекламы компании «Коммет» Юлия Мазурова отметила, что между ГУП «Городской центр размещения рекламы» и рекламным агентством существуют «особые» отношения, комментировать которые она отказалась. «Такого пункта, как обязательная бесплатная трансляция социальной рекламы в обмен на право делать коммерческую, в наших отношениях нет. Естественно, существуют определенные договоренности с Городским центром размещения рекламы, но я оставлю этот пункт без комментариев», - сказала Лениздат.Ру Юлия Мазурова. В случае расторжения договора метрополитену придется покупать или арендовать оборудование у компании «Коммет», так как внутреннее вещание служебной информации метрополитена осуществляется через те же сети. О каких суммах идет речь, пока неизвестно.
Сроки для монополистов поджимают
Проблема отлучения от бюджетных средств грозит не только компании «Коммет». Сроки контрактов всех рекламных агентств, работающих в петербургском метро, истекают в ноябре 2016 года. В связи с этим, кроме рекомендации отключить звуковое вещание, вице-губернатор сделал ряд других распоряжений, которые также не были исполнены в назначенный срок.
Одним из пунктов протокола февральского совещания у вице-губернатора было расторжение договоров с рекламными агентствами и проведение нового конкурса до 1 сентября. Однако официально срок договоров рекламных компаний истекает только в ноябре. В комитете по печати считают, что срок контроля по этому вопросу надо перенести на самый конец года, 31 декабря, так как обоснований для досрочного расторжения нет.
Вице-губернатор также велел комитету по печати, комитету по транспорту, СПб ГУП «Городской центр размещения рекламы» и ГУП «Петербургский метрополитен» провести анализ финансовой деятельности рекламных компаний за последние три года. Сергей Серезлеев в письме вице-губернатору отметил, что такой информации у него и в Центре размещения рекламы нет, однако комитет по печати разработал форму отчета о размещении рекламы, которая была направлена на утверждение в комитет по транспорту.
Также не была разработана схема размещения объектов рекламы на транспорте. Сроки реализации этого пункта протокола заседания в комитете по транспорту попросили перенести на 1 декабря 2016 года из-за длительного процесса инвентаризации. По этой же причине не был сформирован реестр объектов рекламы.
Серезлеев также попросил о переносе сроков переговоров с рекламными компаниями об индексации стоимости рекламы, хотя ставки, например, на аренду рекламных площадей не менялись с 2009 года.
На сегодняшний день вопрос проведения нового тендера в сентябре остается открытым.
Надежда Мазакина
https://lenizdat.ru/articles/1137883/