Названия станций на путевых стенах
Добавлено: 13 фев 2010, 04:21
Рано или поздно такая тема должна была появиться на форуме.
В свете последних событий явственно видна опасность потерять эту деталь оформления станций. Как бы к ней ни относиться с практической точки зрения, но её художественная неповторимость - несомненна, что вынуждает принять меры для сохранения (в худшем случае развития событий) хотя бы памяти о ней.
Сразу же оговорюсь, что название станций на путевых стенах я считаю частью прежде всего архитектурного облика станций, именно поэтому тему создаю в этом форуме, а не в "Информационном пространстве и дизайне". Кстати, не случайно перед созданием этой темы я провёл небольшой "эксперимент" в разделе угадаек-фото. Стопроцентное угадывание станций по одной-единственной букве названия показало мне, что я близок к истине.
Но перед началом разговора предлагаю ещё и порассуждать на тему практического назначения этой детали оформления. Моя позиция тут сводится к следующему:
Название станций на путевой стене пришло в метрополитен, вероятнее всего, с железной дороги. Однако же, условия тут резко различны. Во-первых, компоновка вагона жд. предполагает размещение большинства пассажиров таким образом, дабы обеспечить им вид из окна вагона (и практическая значимость названия станции на платформе тут совершенно ясна), в метро же ситуация обратная. Во-вторых, на жд. весьма уместно название станции для потенциальных пассажиров, подходящих к платформе по земле (скажем, заблудился в лесу, выбрался к жд. платформе, тут же можно сориентироваться). В метро и эта ситуация невозможна.
Так, может быть, вообще название станции на путевой стене в метро - лишь дань традиции? Думается, всё же нет. Одно из важнейших, по моему представлению, его назначений - обеспечить чёткую ассоциативную связь между внешним видом станции и её названием. Это актуально прежде всего для пассажиров, выходящих из поезда (или садящихся в поезд) на данной станции (безразлично, для выхода или для пересадки).
Теперь попробуем проследить череду названий станций на путевых стенах как в историческом плане, так и в зависимости от конструкций и архитектуры самих станций.
(По традиции, прошу прощения за не слишком качественные фото - ну, не мастер я по этому делу... Впрочем, надеюсь на появление в этой теме фотографий лучшего качества)
Из "массовых" шрифтов названий в нашем метро применяются две категории. Во-первых, шрифт с засечками, имеющийся на станциях первых пусков (вплоть до первой очереди МПЛ, исключая "Парк победы") и испытавший второе рождение на некоторых станциях последних десятилетий
Вторая "категория" - это рубленный узкий шрифт, впервые появившийся, видимо, на второй очереди МПЛ (проверить сейчас это непросто, ибо первоначальных названий не сохранилось ни на одной из этих станций) и далее получивший большое распространение (Василеостровская, Выборгская, Лесная, Академическая, Проспект Ветеранов, Гражданский проспект, Удельная, Улица Дыбенко, Крестовский остров, а также наземные станции)
Следует обратить внимание на некоторые "пограничные" случаи, когда, при общей близости к "базовому" варианту шрифта, отмечаются отличие по какому-нибудь параметру:
Площадь Александра Невского (чёрный цвет). Аналогично - кажется, Елизаровская. Также, было на Горьковской (в прошлом, увы).
Московская. Отличие в шрифте хорошо видно, если обратить внимание на букву "В".
Торец Парка Победы (на боковых стенах ЦЗ название станции там, как известно отсутствует).
В свете последних событий явственно видна опасность потерять эту деталь оформления станций. Как бы к ней ни относиться с практической точки зрения, но её художественная неповторимость - несомненна, что вынуждает принять меры для сохранения (в худшем случае развития событий) хотя бы памяти о ней.
Сразу же оговорюсь, что название станций на путевых стенах я считаю частью прежде всего архитектурного облика станций, именно поэтому тему создаю в этом форуме, а не в "Информационном пространстве и дизайне". Кстати, не случайно перед созданием этой темы я провёл небольшой "эксперимент" в разделе угадаек-фото. Стопроцентное угадывание станций по одной-единственной букве названия показало мне, что я близок к истине.
Но перед началом разговора предлагаю ещё и порассуждать на тему практического назначения этой детали оформления. Моя позиция тут сводится к следующему:
Название станций на путевой стене пришло в метрополитен, вероятнее всего, с железной дороги. Однако же, условия тут резко различны. Во-первых, компоновка вагона жд. предполагает размещение большинства пассажиров таким образом, дабы обеспечить им вид из окна вагона (и практическая значимость названия станции на платформе тут совершенно ясна), в метро же ситуация обратная. Во-вторых, на жд. весьма уместно название станции для потенциальных пассажиров, подходящих к платформе по земле (скажем, заблудился в лесу, выбрался к жд. платформе, тут же можно сориентироваться). В метро и эта ситуация невозможна.
Так, может быть, вообще название станции на путевой стене в метро - лишь дань традиции? Думается, всё же нет. Одно из важнейших, по моему представлению, его назначений - обеспечить чёткую ассоциативную связь между внешним видом станции и её названием. Это актуально прежде всего для пассажиров, выходящих из поезда (или садящихся в поезд) на данной станции (безразлично, для выхода или для пересадки).
Теперь попробуем проследить череду названий станций на путевых стенах как в историческом плане, так и в зависимости от конструкций и архитектуры самих станций.
(По традиции, прошу прощения за не слишком качественные фото - ну, не мастер я по этому делу... Впрочем, надеюсь на появление в этой теме фотографий лучшего качества)
Из "массовых" шрифтов названий в нашем метро применяются две категории. Во-первых, шрифт с засечками, имеющийся на станциях первых пусков (вплоть до первой очереди МПЛ, исключая "Парк победы") и испытавший второе рождение на некоторых станциях последних десятилетий
Вторая "категория" - это рубленный узкий шрифт, впервые появившийся, видимо, на второй очереди МПЛ (проверить сейчас это непросто, ибо первоначальных названий не сохранилось ни на одной из этих станций) и далее получивший большое распространение (Василеостровская, Выборгская, Лесная, Академическая, Проспект Ветеранов, Гражданский проспект, Удельная, Улица Дыбенко, Крестовский остров, а также наземные станции)
Следует обратить внимание на некоторые "пограничные" случаи, когда, при общей близости к "базовому" варианту шрифта, отмечаются отличие по какому-нибудь параметру:
Площадь Александра Невского (чёрный цвет). Аналогично - кажется, Елизаровская. Также, было на Горьковской (в прошлом, увы).
Московская. Отличие в шрифте хорошо видно, если обратить внимание на букву "В".
Торец Парка Победы (на боковых стенах ЦЗ название станции там, как известно отсутствует).