МЕТРО АЛМАТЫ К СВОЕМУ ПЕРВОМУ ДНЮ РОЖДЕНИЯ ПЕРЕВЕЗЕТ ШЕСТЬ МИЛЛИОНОВ ПАССАЖИРОВУже прошел почти год, как был запущен долгожданный для всех алматинцев метрополитен. В преддверии первого дня рождения "подземки" ее глава Кыдрал БЕГАСИЛЬЕВ рассказал агентству "Интерфакс-Казахстан" об итогах работы за год и предстоящих планах.
- Кыдрал Базаралович, расскажите, пожалуйста, сколько пассажиров уже прокатились в алматинском метро за год его работы?
- По нашим данным, с 1 декабря 2011 по 1 ноября нынешнего года, то есть за 11 месяцев работы метрополитен Алматы перевез 5 млн 537 тыс. 86 пассажиров.
Между тем к 1 декабря, то есть к первой годовщине с момента запуска метро, мы ожидаем, что это число достигнет 6 млн человек.
В будние дни метрополитеном в среднем пользуются 19-21 тыс. человек, а в выходные эта цифра падает почти в два раза и составляет 9-12 тыс. пассажиров в сутки.
В общей сложности алматинский метрополитен загружен где-то на 25%.
- Сколько было продано жетонов и смарт-карт с момента пуска метрополитена?
- Алматинцы и гости города все еще отдают предпочтение жетонам, смарт-карты пока не так популярны.
В частности, с 1 декабря 2011 года было продано 4 млн 502 тыс. 414 жетонов, в том числе детских – 241 тыс. 257 штук. Число купленных пассажирами смарт-карт составляет 29 тыс. 564.
- Планируется ли изменение режима работы метрополитена и повышение стоимости проезда?
- График работы метро согласовывается с акиматом города и в настоящее время является оптимальным для обеспечения удобства пассажиров.
Он учитывает ночные работы, обслуживание, ремонт, выполнение других мероприятий для безопасности движения поездов.
Кроме того, при существующем пассажиропотоке нет смысла увеличивать частоту движения. Между тем с учетом увеличения количества людей в "часы пик" (с 7:00-9:00 и 17:00-19:00) интервал сокращается до 10 минут. В остальное время составы приходят на станции через каждые 13 минут 20 секунд.
Если говорить о стоимости проезда, то повышение не планируется.
- Отрабатываются ли действия сотрудников метрополитена для предотвращения террористических актов?
- По этому вопросу мы тесно взаимодействуем с управлением внутренних дел на метрополитене и департаментом по ЧС города Алматы. Регулярно проводятся инструктаж и учения.
Вместе с тем для безопасности в метрополитене внедрены система контроля и управления доступом, охранная сигнализация, которые информируют персонал о несанкционированном проникновении посторонних людей.
Кроме того, в режиме онлайн работает система видеонаблюдения с параллельной записью происходящего на дисковые накопители. На каждой станции установлены 27-30 видеокамер, информация с которых поступает на мониторы дежурных по станции и персонала полиции.
- Когда в метро все-таки появятся скамейки и киоски? Не планируется ли разрешить прием сотового сигнала?
- Сейчас разрабатывается дизайн скамеек в соответствии с архитектурно-художественным оформлением каждой станции. Торговые помещения и киоски будут появляться в пешеходных переходах, начиная со следующего года.
Сотовая связь в метро не появится, так как это продиктовано требованиями обеспечения безопасности пассажиров.
- Как вы оцениваете культуру алматинцев в метро? Часто ли приходится менять испорченную обивку? Какие нарушения со стороны пассажиров преобладают?
- Как вы знаете, на открытии президент Казахстана призвал алматинцев и гостей города бережно относиться к первому метрополитену в истории нашей страны, чего пассажиры и придерживаются.
В итоге за год работы случаев порчи обивки сидений и внутренней отделки в вагонах метро не было.
Между тем пассажиры чаще всего нарушают правила пользования эскалатором, заступают за ограничительную линию, которая находится на платформе и необходима для того, чтобы предотвратить падение людей на пути.
В остальном наши пассажиры стараются соблюдать существующие правила.
- Какие работы запланированы на 2013 год?
- В настоящее время ведется строительство двух станций второй очереди в западном направлении, в частности, по направлению к микрорайону Калкаман. В конце 2013 года планируется сдать первый пусковой комплекс второй очереди метрополитена: станцию "Сайран", которая будет расположена на пересечении проспекта Абая и улицы Брусиловского; а также станцию "Москва" - на пересечении проспекта Абая и улицы Алтынсарина.
Разработкой внутреннего оформления станции "Сайран" занимается проектная организация, а дизайн станции "Москва" предложено выработать московскому метрополитену, но от них пока проект не поступал.
Между тем в каком стиле будет оформлена станции "Алма-Атинская" в Москве будем решать мы.
- В Москве была целая кампания против названия станции метрополитена "Алма-Атинская". Не было ли подобных возражений среди казахстанцев в отношении станции "Москва"?
- Обращений, связанных с недовольством граждан по данному поводу, в метрополитен не поступало.
- С учетом реализации двух этапов строительства второй очереди метро планируется ли закуп дополнительных поездов?
- Существуют инструкции для расчета необходимого количества поездов. В частности, учитываются протяженность линии, пассажиропоток, количество станций и другие факторы. В итоге, согласно этим расчетам, будет определено необходимое количество составов и по результатам госзакупок возможные фирмы-поставщики.
- Как метрополитен Алматы отметит свой первый день рождения?
- К первой годовщине с момента запуска запланирован конкурс на лучший детский рисунок на тему "Метрополитен города Алматы". В нем смогут принять участие, как первоклашки, так и старшеклассники. Отбор работ будет проходить в несколько этапов – на уровне школы, района и города. Лучшие рисунки будут развешаны в метрополитене.
- Спасибо за интервью!
Интерфакс-КазахстанМетрополитен Алматы подал в суд на компанию из Южной КореиАлматинский метрополитен подал иск против южнокорейской компании HYUNDAI Rotem из-за поломки состава, находящегося на гарантии. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал исполняющий обязанности главного инженера КГП "Метрополитен" Айдын Оразханов.
По словам специалиста, иностранные работники уже прибыли в Алматы. Они изучили характер поломки, произошедшей 2 ноября, но к ее устранению еще не приступили. Оразханов отметил, что изначально сотрудники HYUNDAI Rotem не признавали, что состав вышел из строя по вине производителя. Однако позже они согласились, что работники метрополитена эксплуатировали технику правильно.
В судебном иске казахстанская сторона указывает, что поставщик техники недобросовестно выполняет гарантийные обязательства. Оразханов подчеркнул, что пока метрополитен не требует материальной компенсации, но дополнительный иск о возмещении ущерба организация может подать в любой момент.
В ходе переговоров с HYUNDAI Rotem было принято решение о том, что южнокорейские специалисты будут постоянно находиться в Алматы, чтобы не допустить очередной поломки. Они должны проводить профилактические работы и ежедневный осмотр техники.
Напомним, что 2 ноября из-за неисправности одного из составов в расписании движения поездов образовалась 20-минутная задержка. Это произошло в утренний час пик, опоздавшим на работу пассажирам были выданы соответствующие справки. График движения метро удалось восстановить в течение часа.
tengrinews