Kaamoos писал(а):Даже в питерском музее есть одна ЭРка.
Зачем столько одной и той же техники?
Ну, тут-то, скорее, про эксплуатацию вопрос.
ЭРка в музее около Балтийского если и стоит (хотя, я, честно говоря, не помню её там, но и был только мельком), то на неё лишь снаружи поглядеть.
У "кругломордых" это действительно своя фишка, маска довольно интересно выполнена. Но не менее интересно сравнивать подвижной состав в движении - и звуки разные, и всякие толчки/щелчки, которых сейчас не ощутишь/не услышишь. По отдельности каждое отличие, может, и не столь существенно, но вот в сумме они складываются в один большой образ. Если бы на город было бы две ЭР2 - одна в музее, головной вагон, например, а вторая -- хотя бы в трёхвагонной составности, пусть своим ходом бегала, даже если не в регулярных рейсах, а только летом где-нибудь между Витебским вокзалом и Павловском - уже было бы классно. Ясно, что все подряд составы оставлять - тоже не вариант, ровно как и сохранять такие "пары" в каждом городе, где они эксплуатируются. Но не сохранить ни одного - тоже неправильно, как мне кажется. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск - крупных музеев не так много. А конкретно с Петербургскими ЭРками ситуация такая: одну передают на другую дорогу для эксплуатации (980), 930-ая пока ещё бегает, 910-ая зачем-то ржавеет на базе запаса, ещё один вагон, как Вы говорите, стоит в музее.
Да, все тонны модификаций тоже не то чтобы понятны широкому кругу лиц, пусть в музее хранится самая "аутентичная", а бегает самая "осовремененная".
А конкретно к музею около Балтийского вокзала, на самом деле, у меня тоже неоднозначное отношение (равно как и к его предку на Варшавском). Здесь это немного оффтоп, так что спрячу под спойлер.
[spoiler=оффтоп]А именно: экспозиция техники сама по себе там не очень демонстративна, что ли...
Я был в музее где-то через полгода после его открытия.
Да, есть всякие мультимедийные установки, интерактивные стенды, и т.п..
Я ни в коем случае не хочу сеять негатив по этому поводу, но вот мне кажется, что в музее стоило бы предоставлять доступ и туда, куда на действующей дороге посторонним вход воспрещён: а именно -- внутрь экспонатов и к подвагонному оборудованию.
Сразу хочу оговорить, что тут есть много "но": от боязни, что посетители что-нибудь сломают до необходимости продумать способ доступа, чтобы огромная толпа не собиралась в узком пространстве.
Ведь, опять же, музей -- идеально "стерильная" от опасностей среда, там нет ни напряжения в контактной сети, ни необходимости поддерживать давление в тормозной магистрали, ни (в принципе) необходимости поддерживать сами экспонаты в рабочем состоянии (чуть подробнее дальше).
Детям младшего и среднего возрастов (ну, лет до 12-ти, я бы сказал), конечно, интересно в принципе увидеть само разнообразие локомотивов и прочего подвижного состава: один вид на громадины захватывает дух.
Но, чуть повзрослев, или как раз ударившись об фанатизм - понимаешь, что этого, на самом деле, мало.
Скажем, прорывом была смена РКСУ на ТИСУ. Поэтому в тех же ЭРках что-то постоянно щёлкало (реле), а в современном ПС так вообще свистит и пищит (преобразователи). Но как это увидеть снаружи? А никак! Табличка есть, на которой хорошо если написано сухим текстом, что вот, дескать, прорыв. А как он выглядит - этот прорыв? А не узнать: загуглить и посмотреть картинки. Смешно, если гуглить придётся стоя в метре от экспоната, да.
Есть всякие полумеры вроде установки щитка с оборудованием в зале, там так токарный станок для обточки колёс установлен, насколько я помню. Но толку-то ставить его в зале, если одно из важных свойств в том, что он внутрь машины как-то помещался. Можно с тем же успехом в музее на Садовой установить, а рядом фотографию машины повесить.
Понятно, что у некоторых из экспонатов может вообще не быть внутренностей (правда, я не знаю, много ли таких в нашем музее) - но тут ничего и не поделаешь.
Также, понятно, что скорее всего такое нельзя реализовывать просто как ступеньки в дверь кузова. Точнее, это было бы хорошо, но тогда там могла бы собираться толпа, а у нас же любят вспоминать про всякие там необходимости эвакуации и.т.д. Внутри машин места мало, это правда. Ещё там достаточно много висящих деталей бывает (трубки всякие внутри тепловозов, например), но это же всё решается.
А контролировать и "дисциплинировать" посетителей можно излюбленным способом - понавесить камер, или даже муляжей, у нас же вон в метро их вешают по одну-две дюжины, когда было достаточно либо одной хорошей, либо трёх для надёжности.
Можно было бы включать посещение внутренностей в рамках отдельной экскурсии для небольших групп.
Такой, вполне себе пример: ребёнок в детстве мечтал стать машинистом, но либо потом ж/д стали хобби, либо по медицинским показаниям не был бы годен, ну, такие, классические ситуации. Как легально посмотреть на кабину локомотива или электрички изнутри?
А получается, что и никак. Если ты представитель прессы - то в каких-то отдельных случаях можно договориться с РЖД/СЗППК и побывать в действующей машине в депо во время работ. Но а если ты ребёнок/у тебя есть ребёнок. На действующей ЖД это, конечно, запрещено, так и должно быть. А в музее тебе показывают либо снаружи, либо можно подняться и посмотреть сквозь стекло, либо за доп.плату посидеть в симуляторе (но это совсем другой экспириенс).
А сейчас, что в СПб, что в Москве - дают зайти в один-два паровоза (уже приелось, топка и тендер) и какой-нибудь древний товарный вагон (деревянных ящиков никогда не видели).
В идеале - ну открыли бы они хотя бы половину экспонатов. Поставили бы лесенки и камеры с табличкой в стиле "за поломку/столпотворение/и.т.п. - штраф". Даже в открытых для осмотра изнутри паровозах сейчас тотального столпотворения нет.
Как средний вариант - ну, экскурсия для небольшой группы (5-10 человек) за доп.плату, поднимались бы внутрь, рассказывали бы про устройство, давали посидеть детям в кресле машиниста, а после выхода двери экспонатов бы запирали. Воспринималось бы такое с большим негативом, зато, кажется, более реализуемо.
В некоторых вагонах можно было бы хотя бы некоторую часть для доступа посетителей открыть, а остальные загородить ленточками или оргстеклом.
Салон-вагон китайско-восточной железной дороги у меня вызвал наиболее контрастные чувства: ясно, что он такой из сохранившихся один-единственный и был трепетно отреставрирован, чтобы стать экспонатом. Но то, как его тогда выставили - это, на мой взгляд, был ужас-ужас. Для посещения изнутри вагон закрыт, в том зале создано приглушенное освещение, а интерьер вагона изнутри даже не подсветили! И что толку вглядываться в мутные стёкла, когда там ничего толком не видно, а любые попытки сфотографировать или вглядеться заканчиваются тем, что на стекле лучше видно собственное отражение, чем то, что за стеклом. Да и установлен он был, насколько я помню, так, что окна были на уровне головы, то есть интерьер особо и не видно. Опять же, а что интересного в лицезрении древней деревянной коробки с историей, когда саму роскошь даже не видно. Почему бы не разрешить доступ хотя бы в какую-то его часть. Там рядом был почтовый вагон, в котором устроили отличную экспозицию (установлены манекены сотрудников почты, мебель заполнена всякой "корреспонденцией", есть подсветка и ленточка, разделяющая доступную и недоступную для посещения секции.
На мой взгляд, вот так и должна быть устроена экспозиция. Снаружи вагоны можно осмотреть и на дороге, и на фото в интернете, а вот ощущений от их посещения изнутри и не передать.
Ясно, что современный ПС, скажем, Ласточку, там сейчас вживую никто выставлять не будет, но это и естественно.
А вот почему под ковёр замели такие интересные темы, как электроснабжение и сигнализацию - ну вот непонятно.
Например, далеко не все дети-мечтающие-стать-машинистами-электровоза знают о разделении железных дорог на электрифицированные постоянным током и переменным током (ну и поэтому не так впечатляют выставленные гибридные машины). Почему, например, ЭД9м, которые можно увидеть где-нибудь в Петрозаводске, не появляются у нас в Петербурге. "Что означают синие ромбики со страшными рожицами" ("отключить ток"). Ну вот, сдаётся мне, и об этом тоже стоило бы как-то упоминать в музее.
Насчёт подвагонного оборудования: ну вот можно было бы у МВПС открыть подвагонные ящики и закрыть их прозрачным оргстеклом, например. Контакторы, ослабители поля - чтобы всё это было видно, ведь на действующей дороге оно закрыто ящиками с табличкой "внимание! высокое напряжение!". Те же шкафы в тамбурах ("не открывать при поднятом токоприёмнике!") можно было бы открыть в музее.
Ещё бы семафор установили, который детям можно было бы попереводить при помощи рукояток, разъединитель контактной сети с ручным приводом на опоре КС с подвеской, которую можно было бы во дворе поставить просто - такие важные мелочи на действующей дороге вряд ли кто даже замечает, а без них она бы и не работала.
Словом, у меня сложилось впечатление, что это просто гараж/ангар с разными поездами, наверное, как у подростка, который проник в действующее депо (у меня такого опыта, правда, не было): смотреть на машины можно, сверху походить можно, а внутрь не залезешь, иначе "будет плохо". Кстати, тут вдруг возникает такой момент: истинные подростки-фанатики железных дорог могут быть ещё и активными, и так получается, что в той же кабине электрички легально побывать никак (хотя есть целый музей!), а на том же ютубе потом появляются всякие видео, как подростки проникают в хвостовые кабины -- а это уже чревато и действительно небезопасно (заденут что-нибудь, и потом тормоза откажут/управление потеряется, что-нибудь такое). Я ни в коем случае не хочу оправдывать такие поступки, потому что они создают реальную угрозу безопасности движения, но вот просто сложно такое не заметить.
И, на самом деле, это не только проблема конкретно музея около Балтийского вокзала, так со многими музеями транспорта и не только. Конкретно у этого музея есть и огромный потенциал, да и у РЖД вполне достаточно средств на его развитие, как мне кажется.
Тут многие вещи требуют уточнения, да, но и так получилось, что текста на два экрана, не против, если этот текст отрежут в правильную тему.
UPD:
Есть и пример одной конкретной хорошей реализации (ну чтобы не казалось, что это нереализуемо) - это поезд Тито в Белграде.
Когда я только приехал на площадку депо (это станция Топчедер, если мне не изменяет память), то снаружи выглядело всё довольно грустно (в принципе, это там много где заметно, но видно и то, что это восстанавливают, впрочем, совсем оффтоп): обшарпанные шкафы СЦБ, полуразвалившееся здание депо, в котором местами дырявая кровля, ржавеющие локомотивы на заднем плане. Но вот конкретный состав шикарно восстановлен. Может, если приглядеться к деталям, и не идеально, но: его можно не только посмотреть снаружи и снизу (хотя под пассажирскими вагонами особо ничего интересного нет), но и пройти по всем вагонам! Никаких тебе ленточек, оргстекла, камер и наблюдателей. Доступно всё, все комнаты, всюду можно зайти, посмотреть, открыть духовой шкаф на кухне можно. И не разнесли, не испоганили. Даже кровать Тито не огорожена, но на неё никто не садился. Единственная мера предосторожности, которую я заметил: в конференц-зале в вагоне скатерти были прикреплены прищепками, а стулья прицеплены стяжками, чтобы никто случайно не задел и не споткнулся (обходить стол надо по узким проходам по бокам). Так даже там, наше внимание обратили на маленькую кнопочку под местом во главе стола (где и сидел Тито), которая, вроде, использовалась, чтобы вызвать персонал. И её можно посмотреть: можно внутри вагона сесть и посмотреть под стол, увидеть эту кнопочку, да (выглядит как кнопка дверного звонка, но всё же). И да, этот состав тоже отреставрирован энтузиастами. И это в Сербии, пусть около столицы, но экономическая ситуация там сами понимаете, не сравнима с возможностями РЖД.
Да, можно сказать, что там лишь один экспонат, что посетителей меньше, и так далее. Но "господ" с баллончиками или гиперактивных детей там тоже никто не отменял. И ничего, не разнесли. Так что, вполне реализуемо. А, и да, эти вагоны тоже сохранились в единственном экземпляре, потому что они и были в единственном экземпляре. Тоже уникальны. Но доступ открыт даже внутрь.[/spoiler]